Недавно трехлетняя Маша, живущая с нами по соседству, получила на день рождения мобильный телефон. Такой недешевый подарок маленькой девочке преподнесла ее мама, которая воспитывает дочь одна. На вопрос, зачем, женщина ответила: «Чтобы не брала мой».
Такая ситуация является нормой для многих современных мам и пап, которые сами сутки напролет проводят в интернете: переписываются в социальных сетях, слушают музыку, смотрят видеоролики и фильмы. К этому с раннего возраста они приучают и своих детей. Родители малыша вручают ему телефон или планшет и не замечают, что он все больше времени проводит один на один с гаджетами. А обратить внимание на то, что ребенок слишком много смотрит мультфильмы на телефоне или играет за компьютером, взрослые могут слишком поздно, когда у него уже сформировалась болезненная зависимость.
– Считается, что до 11 лет ребенку вовсе не стоит обзаводиться смартфоном, даже самым простым, а с доступом в интернет – до 13, – говорит заведующая детско-подростковым отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова.
– С другой стороны, дети должны осваивать новые технологии, особенно учитывая, что они очень быстро впитывают информацию и способны многому научиться за короткий срок. Поэтому если вы решили ознакомить маленького ребенка с планшетом, начинать следует примерно с двухлетнего возраста, но не более чем на один час в день. Лучше всего, когда кто-то из родителей вместе с ним изучает различные игры и приложения.
– Многие родители, отправляя ребенка в школу, задумываются, стоит ли покупать первокласснику личный мобильный телефон.
– В этом случае можно ограничиться простым мобильным устройством с функцией приема звонков и отправки sms, по крайней мере до тех пор, пока школьник сам не осознает, когда уместно пользоваться телефоном, а когда нет. Да и родителям так будет спокойнее отпускать ребенка одного погулять во дворе. Дети дошкольного возраста и первоклассники могут пользоваться гаджетами не более двух часов в день.
– Какие польза и вред от гаджетов для детей?
– К плюсам можно отнести тот факт, что на смартфон можно скачать множество развивающих приложений и игр, включая пазлы, алфавит, различные головоломки, тесты на реакцию, память и внимательность. Ребенок быстро осваивает новые технологии, а это значит, что он способен легче влиться в мир информационных технологий и развиваться в этой области. К негативным факторам относится электромагнитное излучение экранов, которое плохо влияет на нервную систему ребенка, поэтому он становится более рассеянным.
Слишком долгое вглядывание в мелкие объекты на экране смартфона способствует развитию близорукости, синдрома сухого глаза. При длительном использовании гаджетов у детей вырабатывается неправильное положение тела, что наносит вред позвоночнику.
Неестественный наклон головы может запустить некоторые воспалительные процессы на коже. Опасность есть и в психологическом плане. Гаджеты могут настолько сильно затянуть в свои сети, что ребенок перестает полноценно общаться с Постепенно другие развлечения становятся неинтересными, а лишившись любимого электронного устройства, ребенок начинает нервничать и капризничать.
– Как предотвратить зависимость?
– Ребенку нужен тот, на кого он будет равняться, кто вдохновит его на изучение окружающего мира. Не ленитесь играть с детьми – они в этом нуждаются. Не следует многое запрещать, иначе свободу они будут искать именно в интернете. Будьте рядом с детьми хотя бы пару часов в день, уделяйте им максимум внимания, покажите, насколько интересен и увлекателен реальный окружающий мир. Делайте вместе то, что вам нравится: рисуйте, лепите из пластилина, собирайте конструктор, играйте в настольные игры, ходите в кино или на прогулку в парк. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, заведите домашнего питомца. Еще один способ профилактики – приучайте детей к домашним делам: пускай они помогают готовить еду, мыть посуду, наводить порядок. Чем больше ребенок будет занят полезной деятельностью, тем меньше у него останется времени на мобильные устройства.
Блиц-опрос
Пытаетесь ли вы оградить детей от современных технологий или сопротивляться прогрессу бесполезно? Об этом корреспондент «ВВ» спросила у многодетных мам.
Екатерина Лискович:
– Из трех сыновей доступ к мобильным устройствам есть только у старших. Причем я с супругом постоянно контролирую то, чем они занимаются: что читают, во что играют. С помощью гаджетов наши дети учатся пользоваться интернетом, самостоятельно искать нужную им информацию, учатся компьютерной грамоте.
Ольга Кисель:
– В нашей семье гаджеты – это средства связи и источник информации, которую необходимо найти. Что касается игр и социальных сетей, то здесь – четкий контроль. Конечно, иногда дети бастуют, но мы справляемся. А вообще гаджетозависимость – это глобальная проблема. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, поэтому без цифровых устройств многие ощущают себя неполноценно. Самое страшное, что некоторые взрослые ошибочно считают, что виртуальный мир может заменить детям внимание со стороны близких и родных.
Если у ребенка появились проблемы или вам нужна психологическая консультация по вопросам развития ребенка, его воспитания, общения со сверстниками, вы можете обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии, находящийся по адресу г. Витебск, ул. Коммунистическая, 6, предварительно записавшись по телефону: 8(0212) 61–45-82. Опытные специалисты дадут консультацию по любым вопросам, касающимся развития ребенка. Телефон доверия: 8(0212) 61-60-60 (круглосуточно).
Фото из открытых источников и из личного архива респондентов.
Ольга Хотина:
– Мои дети активно используют телефоны и ноутбук. Сыновья играют в игры, смотрят видео в интернете. Дочь предпочитает познавательные мультики. Количество времени, которое они проводят с гаджетами, конечно, стараюсь контролировать. Считаю, что в современном мире без цифровых устройств никак. Пугает сильная зависимость многих детей от компьютерных игр, которая мешает им хорошо учиться в школе и полноценно общаться со своими сверстниками.