Отсутствие речи у сына или дочки, повторяющиеся действия, ограниченность интересов, замкнутость... В последнее время детей с аутизмом в мире становится больше. Заведующая областным ресурсным центром раннего вмешательства, врач-невролог Инна Цыганкова убеждена, что при своевременной ранней диагностике заболевания, грамотно подобранной корректировке симптомов особенные малыши имеют большие шансы на социализацию. Сегодня особенные дети учатся в обычных школах, на «ты» с компьютером, многие из них находят себя в творчестве и спорте. Единственное, чего им в настоящее время так не хватает – понимания окружающих.
Распознать как можно раньше
– Аутизм – это болезнь, которая включена в МБК (Международная классификация болезней), – говорит Инна Цыганкова. – Суть недуга – нарушение социального контакта: дети с аутизмом погружаются в себя, свой мир, они не видят других людей. В некоторых случаях задержки развития аутистического спектра поддаются коррекции. Безусловно, это требует времени, совместной трудоемкой работы с ребенком как специалистов, так и родителей. Но чтобы добиться максимального успеха, начинать работать с особенными детьми следует как можно раньше.
Что является конкретной причиной болезни? На этот вопрос сегодня, пожалуй, никто не ответит однозначно. Влияет множество факторов, а о первопричинах говорить сложно: экология, гаджеты, недоношенность, гипоксия плода и кислородное голодание во время беременности, питание. Все в купе может дать диагноз. Хотя, как показывает практика, даже при оптимально протекающих беременности и родам, здоровом образе жизни родителей у ребенка может быть диагностирован аутизм.
Многие родители связывают заболевание с вакцинацией. Специалист развенчала этот миф.
– Дело в том, что в соответствии с национальным календарем профилактических прививок в полтора года детям делают плановую вакцинацию, – отметила Инна Валентиновна. – Это как раз тот период, когда ребенок нуждается в наибольшем социальном контакте. И в это же время проявляются очевидные симптомы аутизма. То есть не прививка является триггером, а просто время появления основных признаков аутизма приходится на этот период.
Главное, что нужно понять родителям: чем раньше будет проведена диагностика, тем раньше можно начать коррекцию, а следовательно – достичь лучших результатов.
– Инна Валентиновна, на ваш взгляд, с чем связан рост количества детей с аутизмом?
– Ученые во всем мире пытаются это понять. Одно из объяснений – улучшение диагностики, т. е. появились более четкие критерии постановки диагноза, пересмотр ранее поставленных диагнозов. В настоящее время проводится множество исследований с целью определения факторов риска развития аутизма, но однозначных данных пока не получено.
Обратите внимание!
На самом деле, симптомов у аутизма очень много. «Красные флажки» для родителей – нарушение речевого и эмоционального развития. Например, задержка развития речи, отсутствие реакции на свое имя, отсутствие контакта «глаза в глаза». Важно отмечать навыки ребенка в игре, а также навыки общения со сверстниками. Если их уровень значительно ниже, чем у сверстников, то необходима консультация специалиста.
– Родителям действительно часто кажется, что у их ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Вася! Петя! Маша! Посмотри…» А в ответ – нулевая реакция. В результате мама и папа с чадом на руках направляются к оториноларингологу и сурдологу. Но на самом деле со слухом у аутят все в порядке. Просто они полностью погружены в свой мир, – констатировала Инна Цыганкова. – Еще один яркий симптом – малыш не смотрит в глаза. Да, он может смотреть на игрушку и даже будет тянуться к ней, но контакта глаза в глаза для него не существует. Если ему что-нибудь понадобится, то малыш скорее всего возьмет вашу руку и ею попытается достать желаемое. У аутят чаще всего отсутствует указательный жест, который у здоровых детей ближе к восьми месяцам обычно уже формируется.
Специалист также рассказала, что у особенных детей нет подражания (отсутствует имитационный процесс), т. е. на улыбку он не ответит. Дети с особенностями, безусловно, улыбаются, но сами по себе. Такие дети играют рядом, но не вместе, у них низкий познавательный интерес. Еще один факт, – аутисты вряд ли разделят с вами удовольствие. Яркий пример: все малыши в восторге от мыльных пузырей, особенные дети не испытывают таких ярких эмоций.
В Беларуси официально диагноз «аутизм» ребенку может поставить психиатр только после трех лет. Хотя чаще всего родители обращаются к неврологу гораздо раньше.
– Аутизм как таковой сегодня не лечится, – подчеркнула Инна Цыганкова. – Если говорить о расстройстве, то на начальных этапах его можно скорректировать. Сейчас, к слову, детям в полтора и два года все педиатры должны проводить тест на наличие аутизма.
Специалист убеждена: чтобы прийти к успеху, к каждому малышу нужно найти свой подход.
– При любом раскладе мы должны их социализировать, а каким образом, определит специалист, видя конкретного ребенка. Он может устроить истерику, может и не обратить внимания на действия врача, но оставлять его один на один с собой – нельзя, – продолжает Инна Цыганкова. – Необходимо осторожно раз за разом предлагать новые совместные действия. Например, ребенок любит музыку, находим мелодии и через них подход к ребенку. Здесь главное понять, что не бывает абсолютно одинаковых детей.
Коррекция – всему голова
У сотрудников областного ресурсного центра раннего вмешательства немалый опыт, ведь работа с такими детьми имеет свою определенную специфику.
– Был у нас малыш, который панически боялся людей, нового помещения и игрушек, речи (постоянно ручками закрывал уши), но сам все время кричал, – вспоминает врач. – Он боялся кусковую еду класть в рот (дома родители всю пищу измельчали в блендере). А приучали мы его к кусочкам при помощи сладких кукурузных палочек. Изначально ребенок убегал, плакал, прятался, но со временем интерес все же проявил и распробовал вкус. За счет коррекционных занятий в игровой форме, подбора взаимодействий, стал махать ручкой «пока», самостоятельно есть, понемногу играть с детьми, замечать и узнавать людей. Поверьте, это очень хороший показатель. На достижение таких результатов мы потратили примерно год.
Специалист обратила внимание, что общество сегодня не готово принимать детей с аутизмом.
– Тут все неоднозначно. Родители здоровых ребят в группе в детском саду настороженно встречают особенных детей. Наверное, их можно понять: они беспокоятся за своих малышей. Но вместе с тем, ребенок-аутист должен видеть нормальное поведение сверстников. Может быть, он заинтересуется тем или иным действием.
Работает в ресурсном центре и психолог с родителями, которым также нужна помощь специалиста, чтобы принять этот диагноз, поддержка в трудную минуту.
– Что вы могли бы посоветовать родителям детей-аутистов?
– Не опускать руки и не сдаваться. Твердо знать и верить, что занятия обязательно принесут свои плоды, но нужно запастись терпением. Проявляйте чуткость и уделяйте достаточно внимания ребенку.
Фото автора.