Автор: . Дата создания:

Осенью дорожная ситуация традиционно ухудшается: дождливая погода, туманы и уменьшение светового дня значительно ухудшают видимость на проезжей части. Наибольшей опасности подвергаются пешеходы. Однако многих трагедий можно было избежать, если бы они более ответственно относились к своей безопасности: соблюдали ПДД, использовали световозвращающие элементы и не забывали чаще смотреть по сторонам. В этом корреспондент «ВВ» убедился, став на время добровольным помощником Госавтоинспекции.

— Спасаясь от ветра и осадков в эту пору года, люди кутаются в шарфы и капюшоны, пользуются зонтами, тем самым закрывая себе обзор. А многие автолюбители не учитывают этого и по вечерам ездят чересчур быстро. Все это, в конечном счете, в разы увеличивает аварийность, — сказал начальник УГАИ УВД облисполкома полковник милиции Михаил Дядичкин, вводя меня в курс оперативной обстановки перед началом службы. — За 9 месяцев на Витебщине зафиксировано свыше 80 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых 16 человек погибло, 67 получили ранения. Например, недавно на ул. 1-я Полярная в областном центре водитель перед тем, как сдать назад, не убедился в безопасности совершаемого маневра и наехал на ребенка. Пострадавшего доставили в больницу. При аналогичных обстоятельствах в одном из садовых товариществ Чашникского района погибла пенсионерка. Треть подобных ДТП происходит по вине пешеходов: они перебегают дорогу в неположенных местах или на запрещающий сигнал светофора, ведут себя неадекватно, находясь в нетрезвом состоянии.

«Побойся Бога»

Вместе с инспектором ДПС межрайонного отделения УГАИ старшим лейтенантом милиции Сергеем Хлусенко мы дежурили на нескольких нерегулируемых пешеходных переходах в центре Витебска. Смог на собственном опыте убедиться в том, что одно присутствие людей в форме творит чудеса: делает из вечно опаздывающих и пугающих своими резкими маневрами автомобилистов настоящих джентльменов, сбавляющих скорость у «зебры», даже если на обочинах пусто, и не спешащих стартовать после остановки, пытаясь проскочить между двумя «пехотинцами».

Что же касается последних, то на них чары представителей власти действуют на порядок меньше, особенно на женщин в возрасте. Некоторые из них делали вид, что не замечают сотрудника Госавтоинспекции, и бросались к трамваю, игнорируя при этом красный сигнал светофора и вызывая бурю негодующих сигналов от водителей. Когда понимали, что попались, давили на жалость: «Я тебе в матери гожусь, а ты штрафовать… побойся Бога» или «Видишь, сумки тяжелые, зачем мне с ними круги наматывать до перехода?». Другие по этим же соображениям просили остановить поток машин на минуточку. Одна из пенсионерок, не разобравшись, начала мне показывать знаками с противоположной стороны дороги, чтобы разрешил ей перебежать на красный пока общественный транспорт не уехал. Я отрицательно помотал головой и пожал плечами, мол, не уполномочен на это. Она в ответ состроила гримасу и небрежно махнула рукой — «Надо же, какой грозный нашелся, ой-ой» — и уверено зашагала к цели. Однако к ней успел подойти госавтоинспектор и развернул обратно.

— Из-за вас мой внук теперь точно не успеет на занятия по английскому: тут каждая минута дорога, а вы задерживаете, — сокрушалась бабушка.

— Может, вам стоило просто чуть раньше выйти из дому, чтобы избежать проблем? — попытался я дать объективную оценку ситуации.

— Не вам меня учить, как правильно поступать…

Правонарушители всегда находят оправдание: «Спешил на работу», «Хотел успеть на общественный транспорт», «Я же осторожно». Они даже не хотят задуматься, что каждый их забег не по правилам может закончиться плачевно. Так, в конце октября на улице Белинского в Орше иномарка сбила пожилого человека, переходившего проезжую часть вне перехода.

— Люди, отправляясь в магазин или по делам, предпочитают рискнуть здоровьем и жизнью, особенно на второстепенных дорогах, вместо того, чтобы сделать лишние пару десятков шагов до «зебры», — сказал Сергей Хлусенко. — Все это говорит о низкой культуре этой категории участников дорожного движения. Они считают, что если рядом нет милиционера, то ПДД можно игнорировать. Подают негативный пример детям.

Главное — оштрафовать?

Когда начало темнеть, мы перебазировались на 2-ю Продольную улицу, находящуюся между проспектами Московским и Строителей. В большой спальном микрорайоне недалеко от детского сада №78 есть нерегулируемый переход. Рядом поворот, ограничивающий обзор, но граждан, спешащих с работы домой, не особо пугают выскакивающие из-за него авто. Они, срезают путь, не доходя до «зебры». Естественно, фликерами при этом себя не обозначают. Многие из тех, кого мы остановили, твердили, что годами ходят по этому маршруту и до сих пор с ними ничего не случилось. При этом зачастую люди доставали из-под шапок или капюшонов наушники, чтобы пообщаться с госавтоинспектором.

— Пешеходам следует быть предельно осторожными, приближаясь к проезжей части вечером, когда автомобили двигаются с включенными фарами, — свет встречных машин и фонарей, отражающийся от мокрого асфальта, не позволяет водителю вовремя увидеть человека на дороге, тем более, если тот в темной одежде и не имеет фликера, — подчеркнул Сергей Хлусенко. — Вместо этого люди руководствуются странной логикой: сокращают путь домой всего на несколько шагов, увеличивая при этом в разы вероятность попасть под колеса на не освещенном участке дороги.

Большинство нарушителей всем своим видом показывали, что недовольны тем, что их задерживают. Некоторые прямо заявляли, что лучше бы сотрудник ГАИ пьяниц за рулем ловил, а не тратил время впустую.

— Я же адекватный человек: когда перехожу дорогу, под машины не бросаюсь, — возмущался один из мужчин. — Но вам лишь бы денег с простого работяги сорвать…

Офицер привел ему неутешительную статистику: ежегодно из-за собственной беспечности на дорогах области гибнут и получают травмы десятки пешеходов. Наверняка, они тоже не думали, что беда коснется именно их. Кроме того, госавтоинспектор уверил собеседника, что заботится не о наполнении собственного кошелька, а о том, чтобы уберечь земляков от необдуманных действий.

***

Как видите, госавтоинспекторы прилагают максимум усилий для того, чтобы пешеходы соблюдали ПДД: ежегодно составляют тысячи протоколов об административных правонарушениях, регулярно проводят масштабные профилактические акции, привлекая другие заинтересованные ведомства и юных инспекторов движения, выступают в трудовых коллективах и учреждениях образования. Однако пока пешеходы не поймут, что соблюдение ПДД должно стать чем-то естественным и необременительным, как чистка зубов по утрам или приветствие при встрече, аварии с их участием, увы, будут продолжать появляться в сводках.

Фото предоставлено УГАИ УВД облисполкома.