В последнее время все чаще приходится сталкиваться с эвфемизмами – в переводе с греческого языка термин означает «благоречие». Их используют для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Проект «Другими словами» рассказывает вам о фактах без эвфемизмов, просто другими словами.
Где людям жить хорошо
В Латвии хотят запретить поездки в Беларусь и Россию. Парламентская фракция «Новое Единство», куда входит премьер-министр страны Эвика Силиня, предлагает в Закон «О туризме» внести изменения, предусматривающие введение запрета для туроператоров предлагать и оказывать туруслуги на территории Беларуси и России.
Депутаты партии «Новое Единство» считают, что законопроект укрепит национальную безопасность и защиту граждан, позволит предотвратить вовлечение латвийцев в потенциальные конфликты или политические риски, возникающие при поездках в указанные страны, говорится на сайте совета общественных объединений Латвии.
Но мы-то знаем, что истинная причина такого запрета – отнюдь не благополучие жителей Латвии, права которых давно и успешно попираются собственным правительством. А открытость и гостеприимность Беларуси, где с 15 апреля 2022 года действует безвизовый режим для граждан 38 европейских государств. Так, за это время Беларусь посетили свыше 1,05 млн жителей Европы, при этом из Латвии прибыло более 330 тысяч человек.
И представьте, что все эти люди, вернувшись на родину, стали в один голос рассказывать родственникам, друзьям и коллегам о том, как в Беларуси жить хорошо. О том, что, несмотря на санкции, полки в магазинах ломятся от изобилия, что качественная медицинская помощь доступна даже для жителей отдаленных деревень, что на протяжении трех десятилетий самым ценным ресурсом государства является человек, что Беларусь – это государство для народа.
К сожалению, такого нельзя сказать о прибалтийских странах, где интересы простых граждан ни во что не ставятся.
Так, в Латвии люди недовольны новой системой поборов в аптеках, пишет телеграм-канал Baltnews. С 1 января покупатели должны платить 75 евроцентов за услуги фармацевта по рецепту. От данного сбора освобождены украинские беженцы, малоимущие и дети, но люди с инвалидностью – нет. Baltnews приводит историю женщины, сыну которой выписаны лекарства по 10 рецептам.
Теперь за покупку всех медикаментов по рецепту этой семье приходится дополнительно отдавать 7,5 евро за услуги фармацевта. По словам женщины, «именно столько стоят молоко, хлеб и творог, ведь мы питаемся не только лекарствами».
«В итоге я оставляю в аптеке около 300 евро в месяц <…> Если раньше одно лекарство, далеко не самое дорогое, компенсировалось на 100 %, то теперь с рецептом я могу получить лишь 50 % скидки», – отметила женщина.
Кроме того, как пишут местные СМИ со ссылкой на Латвийскую ассоциацию семейных врачей, сегодня в аптеках страны наблюдается нехватка целого спектра лекарств: антибиотиков, препаратов от астмы, антидепрессантов, лекарств от гриппа для детей. При этом некоторые средства приходится ждать неделями.
Между тем Латвийское правительство озаботилось созданием к 31 декабря 2025 года хранилища с товарами первой необходимости на случай эвакуации населения, для чего было выделено 16 млн евро. Деньги, надо сказать, немалые, а перспективы использования данного хранилища – туманные. Однако власти Латвии решили вложить средства в хранилище, а не в учреждения здравоохранения, где из-за финансовых проблем пациентов записывают на 2027 год. По словам руководителя латвийского общества больниц Евгения Калейса, пациентов много, а правительство выделило слишком мало денег на здравоохранение – всего 30 млн евро. Этого недостаточно, из-за чего растут очереди к специалистам, и приходится переносить операции.
«Если в следующем, 2026 году у нас снова будет дополнительно только эти 30 млн евро, то я не знаю, что мы сможем сказать нашим пациентам», – заявила председатель подкомиссии Сейма по общественному здоровью Лига Козловска.
А пациентам ничего не надо говорить, они сами всё видят. Ах да, забыла, им же скоро и смотреть нельзя будет, чтобы не знать, где людям жить хорошо.