Автор: . Дата создания:

Ежегодно правоохранительные органы фиксируют случаи пропажи людей, уехавших на заработки за пределы Республики Беларусь. Как правило, это те, кто согласился на нелегальное трудоустройство, понадеявшись на авось.

Нижеизложенные истории
основаны на реальных событиях,
имена героев изменены.

«Не уезжай, сынок!»

Догоняя по переулку Юру, Настасья бежала в легких тапочках по обледеневшей дороге и куталась в первое, что схватила – большую шаль: «Юрочка, умоляю, не надо, пропадешь!»

Слезы лились по осунувшемуся материнскому лицу, а широкоплечий высокий парень 23 лет от роду размашисто шел к остановке, чтобы добраться до вокзала, потом на поезде – до Подмосковья, на заработки.

– Мам, иди домой, я все решил, – резко остановился он, когда Настасья догнала его и схватила за рукав.

– Сыночек, чует мое сердце что-то неладное…

Юра быстро и крепко обнял мать, потом еще решительнее зашагал в прежнем направлении.

Ему хотелось быть полностью независимым. От родителей, обстоятельств, начальников, которых он уже повидал немало и с которыми редко уживался. Работы не боялся, старался преуспеть, по крайней мере, прилагал максимум усилий для достижения хороших результатов. Ему нравилось испытывать себя в новом деле, потому и решил податься в строители: в жизни пригодится, ведь и свой дом придется когда-то возводить. С легкой руки друга Женьки Савостьянова, ездившего в Россию на заработки не первый год, прибился к команде витебчан, направляющихся на стройку в один из подмосковных коттеджных поселков.

Первый тревожный сигнал прозвучал всего через пару недель: когда вместе с бригадой подошел к прорабу за авансом, тот стал мяться и говорить что-то о задержке оплаты от заказчика. Ребята молча проглотили отговорку, хотя уже тогда стоило задуматься: еще в Витебске им обещали, что никаких проблем с зарплатой не будет.

Через неделю в тихий городок, куда Юра выходил за покупками, приехал автобус с группой людей бомжеватого вида. Их бригадир предлагал работу, объяснив, что команду набирают для срочного завершения строительного проекта, и пообещал зарплату выше, чем Юрка мог бы получить на теперешнем месте. При этом авансом – сразу половину. Для убедительности продемонстрировал пачку банкнот.

– Я поеду, – решил рискнуть Юрка, уставший от обещаний прораба.

До объекта добирались долго. В сумерках новую команду развели по вагончикам, выдали спецовку, а за деньгами сказали приходить с утра. Но ни утром, ни вечером следующего дня, ни гораздо позже обещанного они так и не получили. Работали часов по 14 – 15, в холоде, жили в тесных вагончиках по пять-шесть человек. Документы и мобильные телефоны у всех забрали, и связаться с кем-либо было невозможно. Но удача изможденным строителям все же улыбнулась.

Однажды, когда Юра уже потерял счет дням, привезли новую бригаду. Сидя в вагончике после смены, он услышал разговор проходивших мимо. Выглянув в грязное окошко, подозвал новичков.

– Ребят, здорово! Мобильный есть?

– Ну есть.

– Дайте матери позвонить.

– А твой сломался, что ли?

– Да в чан с раствором упал, – не моргнув глазом соврал Юра.

Мужчины засмеялись, но ради звонка маме телефон одолжили.

Он рассказал ей все, что успел: как прораб обманул с зарплатой, как его забрали на другую работу, что они все полуголодные, денег не платят… Настасья рыдала тихо, чтобы не перебивать сына. Потом быстро спросила:

– Ты где, сыночек? Узнай, пришли мне хотя бы SMS, я вытащу тебя оттуда.

– Мам, тут со мной мужиков много, у них никого нет, они тут умрут, я без них не поеду.

Настасья проглотила слезы и ответила:

– Я все решу. Главное – сообщи, где ты находишься.

Бог знает, сколько она пережила за полтора месяца с момента последнего звонка сына, сколько слез выплакала. А когда в телефоне раздался родной голос, Настасья чуть сознание от радости не потеряла. Пока слушала сына, сердце больно сжималось в груди…

На счастье, у нее были друзья в России. После сообщения от Юры она подключила к поиску всех знакомых. Наняла автобус, чтобы вывезти тех, кто сможет сбежать, залезла в долги, но вытащила сына из этого ада.

Вернувшись домой, Юра скупо рассказывал о жизни в почти рабских условиях, чтоб не травмировать мать, однако иногда невзначай проговаривался. Больше всего поразил Настасью случай, когда один из рабочих на стройке упал с крыши и скончался на месте. Приехавшее начальство разбиралось недолго, труп несчастного увезли, и никто так и не узнал, что стало с бедолагой. Все догадывались, но боялись поделиться своими мыслями даже между собой.

– А ведь это был чей-то сын, брат, отец… – только и сказала Настасья, выслушав рассказ Юры.

Без уверенности и без вести

– Самая распространенная причина пропажи людей за пределами Республики Беларусь в том, что многие едут на заработки нелегально, не проверяя надежность работодателя, – рассказал начальник отделения розыскной работы управления уголовного розыска криминальной милиции УВД облисполкома Игорь Мольков. – Как правило, это люди, нигде не работающие в нашей стране, часто – злоупотребляющие алкоголем. Оказываясь на работе в другом государстве, в основном в России, так как для пересечения границы не нужно оформлять визу и иные документы, они редко звонят родным, тратят заработанные средства на спиртное.

Происходят также несчастные случаи с летальным исходом на производстве, из-за болезней, отравлений суррогатами: за нынешний год таких зафиксировано восемь. Имеют место и нарушения законодательства другой страны. Порой человек, промотав все заработанное, не знает, куда обратиться за помощью, опускается еще ниже, ведет асоциальный образ жизни, попрошайничает. Бывает, что таких людей органы милиции находят, но те не хотят возвращаться к родным, предпочитают жить на улице и нигде не работать.

Пропадают и водители-дальнобойщики, но ненадолго. Виной всему тоже может быть алкоголь: перебрав с дозой спиртного и боясь сознаться руководителю фирмы, просто отключают телефоны и не выходят на связь. А работодатели бьют тревогу. К счастью, за последнее время трагических случаев не было.

Что касается склонных к необдуманным поступкам подростков, то за этот год случаи их побегов единичные: дает свой результат работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Также Игорь Владимирович отметил, что туристы и иностранные гости среди пропавших без вести не числятся: даже если кто-то задержался у родственников, их быстро находят. А тургруппы везде путешествуют организованно, гиды регулярно проверяют, все ли на месте.

– Если вы хотите выехать за рубеж на работу, то обращайтесь к официальным представителям фирм и организаций. У них есть лицензии и право набирать кадры для трудо-устройства за пределами Республики Беларусь, – советует Игорь Мольков. – У нас таких немного, поэтому найти их просто, за информацией можно обратиться в управление по гражданству и миграции УВД облисполкома.

Также старайтесь держать связь с родственниками, сообщайте им, где вы, как у вас обстоят дела. И, конечно, следует еще до выезда за границу пре-дупредить близких, куда вы собрались. Ведь случается, что решение отправиться на заработки приходит к человеку спонтанно, он буквально с порога садится в машину к знакомым и уезжает, в чем был. А семья потом ищет его.

 

Памятка попавшему в беду за границей

Если вы потеряли деньги и документы, обратитесь в белорусское посольство, консульство, полицию или администрацию того населенного пункта, где находитесь. Попросите связаться с вашими родственниками в Беларуси и сообщить, что с вами произошло.

Если знаете, где находятся государственная, общественная или волонтерская организации, оказывающие помощь лицам в трудной жизненной ситуации (например, в Санкт-Петербурге такие есть в каждом районе города), идите туда за подмогой. Снабдив вас одеждой и едой, они помогут наладить связь с близкими.

Обратитесь к представителям правоохранительных органов,  проводникам поездов, следующих до Беларуси, отбывающим на родину туристам, которых можно найти на железнодорожном и автовокзале: пусть хотя бы передадут записку или позвонят вашим родным, сообщат, что вы живы и здоровы.

Фото belarusdigest.com