Автор: . Дата создания:

Женщина за рулем — у мужчин-водителей это словосочетание вызывает снисходительную улыбку либо едва сдерживаемое раздражение. Понятно одно: автоледи никого не оставляют равнодушными. Споры о том, кто лучше водит машину, представители сильного или слабого пола, начались в тот момент, когда первая дама села за руль, и не утихают до сегодняшнего дня. В целом в обществе сложилось мнение, что уровень женских навыков вождения автомобиля заметно уступает мужским. Насколько оно соответствует реальности, попыталась узнать корреспондент «ВВ».

Численное преимущество

Принято считать, что дорога — это сугубо мужская территория. Последнее время картина меняется, в учебных автомобилях сейчас увидеть парня с инструктором можно крайне редко, зато дамы, причем разных возрастов, с переменным успехом осваивают terra incognita. Начальник МРЭО ГАИ УВД Витебского облисполкома, полковник милиции Николай Гуйдо подтверждает эту тенденцию.

— Среди учащихся витебских автошкол, которые приходят сдавать квалификационный экзамен на право управления транспортным средством, большинство составляют женщины. На 20 экзаменуемых приходится в среднем 2-3 парня, остальные девушки. Очень редко приходят группы, где соотношение 50:50, зато полностью женских групп становится все больше.

С теоретической частью у представительниц слабого пола, как правило, проблем не возникает, вождение дается немного труднее. Но, по словам офицера, всегда найдутся девушки, которые дадут фору любому мужчине в управлении авто. Успешность экзамена зависит, скорее, не от гендерной принадлежности, а от других факторов: уровня подготовки, внимательности, стрессоустойчивости и эмоционального состояния. А этими качествами в большей или меньшей степени могут обладать представители обоих полов.

— Растеряться или вести себя агрессивно за рулем может любой человек — и мужчина, и женщина. Особых различий тут быть не может. Думаю, уже давно пора отойти от стереотипов, — резюмирует Николай Иванович.

Биология  и психология

Чтобы понять, отличается ли женское вождение автомобиля от мужского, вспомним о физиологии. Наукой доказано, что женщины и мужчины видят по-разному. Периферийное зрение гораздо более развито у первых. Обусловлено это тем, что еще в доисторические времена женщина была хранительницей очага, ей приходилось одновременно и смотреть за детьми, и следить за появлением возможной опасности. Так, в ходе эволюции периферийное зрение у некоторых из них стало достигать в сумме 180°. При вождении машины это очень удобно.

Мужчины обладают хорошим «тоннельным зрением», способны видеть предметы вдалеке. Это связано с их исторической ролью добытчика и охотника. Такая особенность позволяет мужчинам-водителям значительно раньше женщин заметить препятствие и подготовиться заранее либо к его преодолению, либо к остановке.

Мужчины и женщины обладают разными способностями к восприятию информации. Многие представительницы слабого пола иногда путают право и лево, на такие ошибки в процессе обучения многие автоинструкторы обращают внимание. Эти промахи обусловлены физиологическими особенностями, у женщин одновременно задействованы оба полушария головного мозга.

Во время вождения у мужчин путаницы не возникает, зато они могут пропустить поворот, если отвлечены разговорами. Ведь представители сильной половины человечества, как правило, сосредоточиваются только на одном звуке. Большинство из них, к примеру, выключают радио при разговоре по телефону.

С точки зрения психологии женщины более аккуратны, ответственны и не склонны к лихачеству, так как инстинкт самосо-хранения развит сильнее, чем желание соревноваться. Поэтому они избегают обострения дорожных ситуаций, более терпеливы к агрессии и скандалам, спокойнее ведут себя в пробках. Мужчины даже на дороге пытаются выяснить, кто из них главнее.

Перед законом все равны

Для сотрудников госавтоинспекции нет водителей-женщин и мужчин, есть те, кто соблюдает правила дорожного движения, и те, кто ими прене-брегает. Хотя доподлинная статистика, разделяющая дорожные происшествия по гендерному признаку, в нашей стране не ведется. Мы все же попытались узнать, какие ошибки на дороге совершают женщины.

По мнению Виктории Зухтиковой, инспектора отделения административной практики межрайонного отдела ГАИ УВД витебского облисполкома, слухи о чрезмерном легкомыслии и невнимательности девушек, когда те постоянно красятся за рулем и непрерывно разговаривают в дороге по телефону, неправдоподобны.

— В целом женщины — осторожные и аккуратные водители. В большинстве своем они корректно относятся ко всем участникам дорожного движения. Соблюдают скоростной режим, своевременно проходят техосмотр, не возникает проблем и с документами, — рассказывает старший лейтенант милиции.

 Женская застенчивость и суетливость за рулем становятся причиной в основном мелких ДТП, например, при перестроениях или на парковках, но это не значит, что они не допускают серьезных нарушений ПДД. Есть среди представительниц слабого пола и любительницы выпить «на дорожку» и «проехаться по встречной», тогда к ним применяются соответствующие наказания: лишение права управлять транспортным средством и штрафы.

Теория и практика

Доказано, что  любой водитель начинает чувствовать себя за рулем уверенно через 2-3 года ежедневного вождения, тем самым отработает на практике полученные в автошколе навыки. О подготовке учеников и их взаимоотношениях с наставниками мы рассказывать не будем. Скажем только, что так называемый женский вопрос вполне решаем, особенно если есть хороший инструктор, который не только сам умеет крутить баранку, но и может все толково объяснить, причем по нескольку раз и без всякого надрыва. Подготовку водителей в основном осуществляют мужчины, но в области есть и женщины-инструкторы. Ирина Анощенко уже девять лет обучает вождению курсантов автошкол, за это время подготовила, по своим подсчетам, приблизительно тысячу водителей.

Сама Ирина Викторовна  за рулем уже около 20 лет, еще в юности начала интересоваться машинами. К нестандартной, по женским меркам, профессии пришла случайно, до этого успела поработать в торговле и главным бухгалтером. Директор одной из витебских автошкол специально искал женщин-иструкторов, которые должны были разрушить стереотип, что девушкам за рулем не место, и вселить им уверенность в своих силах. Ирина откликнулась на это предложение, так как сама училась ездить у мужчины и не понаслышке знает о проблемах, с которыми сталкиваются представительницы слабого пола на уроках вождения.

— Одна женщина всегда поймет другую, — рассказывает инструктор, — необязательно думать о том, как ты выглядишь в машине, смущаться своих ошибок. Мои ученицы не боятся задавать даже самые, как им кажется, глупые вопросы. На занятиях уходят дискомфорт и отвлекающие субъективные факторы, это позволяет сконцентрировать внимание только на дороге.

В силу своей профессии я каждый день за рулем. Поэтому могу с определенной долей уверенности говорить о том, что культура вождения у женщин куда выше, чем у мужчин. Последние не всегда пропускают, дают перестроиться, чаще совершают рискованные маневры. Конечно, из всякого правила есть исключения, но галантности многим мужчинам-водителям не хватает.

Представители мужского пола при любой ошибке автоледи, если та осложнила дорожную обстановку, пытаются на этом акцентировать свое внимание — посигналят или обругают. Именно поэтому и возник стереотип о неумении женщин управлять автомобилем.

Слабое место почти всех женщин-водителей — техническая подготовка. Если что-то ломается или машина просто не заводится, то это вызывает настоящую панику у женщины. Мужчины в этом плане чувствуют себя менее уязвимыми. Поэтому для себя Ирина Викторовна давно решила, что называться автоледи может только та, которая справляется с автомобилем сама. Остальные – просто женщины на дорогах.

О чем думают мужчины

Игорь, таксист, стаж вождения 17 лет:

— Сегодня кажется, что женщин за рулем даже больше, чем мужчин. На дороге лично меня они очень настораживают. Если рядом вижу девушку, боковым зрением всегда слежу за ней: не учудит ли она чего.

Валерий, автомобилист, за рулем чуть больше 10 лет:

— Я запросто могу определить, что за рулем женщина, по манере езды. Все очень просто: они медленнее трогаются, нерешительно перестраиваются, вообще, намного дольше принимают решения на дороге. В таких ситуациях молча жду, объезжаю или, в крайнем случае, сигналю.

Юрий, водит машину уже 7 лет:

— У меня жена – водитель, со 100-процентной уверенностью заявляю, что она водит намного аккуратнее меня, бережет авто, не лихачит, всегда пристегивается. К другим дамам также отношусь абсолютно спокойно.

Как у них

К слову, практически во всем мире к женщинам-водителям, мягко говоря, предвзятое отношение. Хотя ученые официально признали, что представительницы слабого пола водят автомобиль лучше. Исследователи из Организации дорожной без-опасности в Вене проанализировали тысячи дорожно-транспортных происшествий по всей Европе. Они изучали особенности манеры вождения в зависимости от пола и выяснили, что меньше 35% всех аварий произошли по вине женщин-водителей.

Рано или поздно, но мужчинам все-таки придется смириться с присутствием автоледи на дорогах, их количество, скорее всего, будет постоянно увеличиваться. Плохо это или хорошо, остерегаться или не обращать внимания на женщин за рулем, каждый участник дорожного движения должен решить для себя сам. Взаимоуважения и терпения вам на дорогах!

 

Фото Дмитрия Осипова