Автор: . Дата создания:

В годы Великой Отечественной войны на территории Латвии рядом с поселком Саласпилс находился печально известный фашистский концлагерь. Тут оккупанты отбирали у детей кровь для раненых немецких солдат. Через эти ужасы довелось пройти жительнице Сенненского района Полине Кособуцкой.

Войну она встретила двухлетней девочкой. И о начале оккупации знает по рассказам родителей, которые в то время работали в колхозе на территории нынешнего Верхнедвинского района.


– Первое время немцы просто приезжали в нашу деревню на мотоциклах, – сообщила Полина Кособуцкая. – Но однажды произошла трагедия: начался грабеж, а жителей, среди которых были дети, старики и инвалиды, фашисты согнали в сарай, который изверги обложили соломой и подожгли. Там сожгли папиного брата…


Тех, кто остался жив в этой деревне, в том числе Полину Александровну с родителями и братом, фашисты пешком погнали в Дриссу (ныне Верхнедвинск). Где на железнодорожной станции пленных погрузили в вагоны и отправили в Латвию.
– Ехали в «коровниках» в жутких условиях, – продолжает Полина Кособуцкая. – В тесноте, духоте. И лишь одно маленькое окошечко в вагоне имелось под потолком. Людей было очень много, невозможно нормально стоять, не то, что сидеть.


Пленных привезли в Саласпилс, где первым делом провели «санобработку». Всех окатили холодной водой, у женщин отрезали волосы. Поселили в жуткие бараки, обнесенные колючей проволокой. Причем детей сразу отняли у родителей. Сделано это было неспроста.


– У нас с братом и у других детей в лагере периодически брали кровь, – рассказывает Полина Кособуцкая. – Для чего нам делали уколы, я тогда толком не понимала (узнала потом), помню, что было очень страшно. Кровь детскую брали для улучшения физического состояния немецких солдат. В «Саласпилсе» также проводили всякие опыты по заболеваниям, по заражению детей. А взрослых гоняли работать на железной дороге. Это был очень тяжелый труд с раннего утра до позднего вечера. За малейшую провинность надсмотрщики их жестоко избивали палками. Некоторых даже убивали.


По воспоминаниям бывшей узницы, бытовые условия в «Саласпилсе» были жуткие. Дети спали на трехэтажных нарах. Вместо одежды людям выдали, как выразилась Полина Александровна, тряпье. Кормили просроченными продуктами, супами, в которых попадались черви. И неудивительно, что от холода, тяжелого физического труда и голода узники умирали, некоторые не могли подняться для работы. Разумеется, никого при этом изверги не лечили. Как отмечает узница, людей, которые уже были не способны работать и приносить пользу, в «Саласпилсе» фашисты сжигали.


В этом концлагере Полина Кособуцкая пробыла полгода. После чего ее с родными и некоторых других чудом выживших узников нацисты отправили в другой концлагерь – «Бешесофин» в Австрию. Там тоже детей разлучили с родителями, при этом взрослых фашисты заставляли заниматься изнурительным трудом.


История Полины Кособуцкой и ее родных лишь одна из трагических страничек Великой Отечественной войны. О чем стало известно в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида населения современной территории нашей страны в годы войны нацистскими преступниками и их соучастниками. Как сообщил прокурор Сенненского района Олег Антоненко, в этом регионе Витебщины сотрудниками следственной группы уже допрошены 9 человек, включая несовершеннолетних узников и свидетелей кровавых событий. Расследование уголовного дела продолжается.

Фото из открытых источников.