У жительницы городского поселка Сураж Витебского района Валентины Лукуши необычное хобби и нестандартное отношение к прекрасному, передает БелТА. Урожденная сибирячка, которая уже много лет живет в Беларуси, сызмальства обучена собирательству трав и составлению из них полезных чаев. А еще у нее так много хобби, что и не сосчитать. Например, природный материал - пни, коряги, ветки, мох, древесная кора - в ее руках превращаются в изящные экологичные картины, панно и даже мебель.
Для детей, живущих в тайге, изучение даров природной аптеки становится практически первой наукой, которую преподают бабушки и мамы. Названия трав, их назначение, время сбора, сушка и заготовка - все это для сибирских девочек настолько же знакомо и естественно, как читать и писать. Например, чай можно заваривать не только из зверобоя, боярышника, липы, ромашки, брусники, малины, но и из ферментированной хвои, высушенных грибов - трутовика, чаги. Для аромата добавляются цветки и листья черемухи, луговой герани, дикой яблони, груши, смородины. А пионы, кроме придания горячему напитку чудесного запаха, еще очень хороши в качестве успокаивающего средства, как утверждает суражанка. Вообще все ароматные цветы идут в чайный сбор, главное - правильно их заготовить.
"Я не знаю, откуда во мне эти знания, они были всегда. Мне кажется, мы рождались с этим. Жили мы в тайге, в Красноярском крае. Ближайший поселок в 120 километрах, транспорта никакого, только если на лесовозе уехать. Ни медиков, ничего не было. В магазин если и привезут грузинский чай, то он был исключительно для приезжих гостей. Мы собирали травы, сушили, составляли свои "коллекции", всегда знали, что и от чего помогает. Бабушки и мамы учили, когда и что нужно заготавливать. Неправильно высушил и испортил - получай подзатыльник. Травы же нужно было собирать в определенное время, и каждая ошибка дорого стоила. Сейчас просто этим заниматься - информации в интернете предостаточно, а раньше даже книги по травам невозможно было достать, все передавалось из поколения в поколение - от бабушек дочерям и внучкам", - пояснила Валентина Лукуша.
Без претензии на звание знахаря и тем более фитотерапевта она рассказала, что в свое время помогла отцу, которому поставили серьезный диагноз, вместо отведенного года прожить десять лет на травяных сборах. Возможно, и чаи помогли, а может, и отцовский сильный характер, воля к жизни, Валентина Лукуша не берется судить, но ее полезные травяные сборы отец неизменно хвалил.
Сейчас суражанка собирает травы в местном лесу и ездит за ними на большие расстояния в другие районы. Фиточаи она дарит знакомым и продает на местных ярмарках.
Количество хобби и увлечений у суражанки большое, проще сказать, чем она еще не занималась. Когда Валентина Лукуша жила в Красноярском крае, она обучала там девочек восточным танцам с элементами акробатики, вывозила их на концерты, для выступлений сама шила костюмы. Там же она работала и художником-оформителем (женщина получила эту профессию в училище и затем училась в Рижской художественной академии, которую не окончила из-за рождения первенца), но все полученные академические знания ей не пригодились в жизни. Практически все она постигала самостоятельно. Занималась она и рисованием, причем предпочитала тоже далекий от общепринятого стиль. Ее больше всего привлекала абстракция. В картинной галерее в Красноярском крае осталось больше 40 ее работ. Единственная картина, которую она привезла с собой из Сибири, - пейзаж озера, расположенного неподалеку от Абакана. Его она нарисовала за ночь, причем тем, что было под рукой - красками для пола, окон и заборов. "Рисовала быстро, чтобы не забыть тот красивый вид на озеро", - пояснила она.
Сломанные фабричные стулья или столики Валентина Лукуша заменяет самодельными. Для их изготовления берет природный материал - пни, причудливо изогнутые ветки. В интерьер ее квартиры, где везде прослеживаются природные мотивы, такие элементы декора вписываются весьма удачно. Материал мастер собирает в лесу, в дом несет все, что для обычного любителя тихой охоты или прогулок на свежем воздухе покажется неприметным и даже неприятным на вид. "Мой папа, бывало, говорил: "То, что для других страшно, для нашей Вали красиво", - поделилась суражанка. Тем самым близкий человек признавал своеобразные вкус и эстетические взгляды дочери.
Почти весь балкон у Валентины Лукуши завален природным материалом - это творческие заготовки на зиму и будущие экошедевры. Сухая трава, мох, кора деревьев, коряги, грибы-трутовики. Летом она сушит все это в заброшенном строении, которое ей выделяет сельисполком, а в холодное время года приходится все держать дома.
Суражанка изготавливает свечи, кожаные сумочки, из остатков кожи создает картины. Ее куклы разных форм и размеров, отличающиеся особой, подаренной автором красотой, прописаны у коллекционеров Москвы, в кафе в Карелии, в частных домах в европейских станах. Любимые герои - домовые, лешие, Баба-яга. Однажды для белорусов, давно проживающих в Германии, их знакомые заказали у Валентины Лукуши портретных кукол на семейный юбилей. На их создание ушло немало времени, а в процессе еще пришлось и переделать получившиеся экземпляры.
Валентина Лукуша считает, что она человек непостоянный в выборе увлечений, а это просто ее творческая натура всегда требует поиска интересных занятий. Останавливаться в освоении новых видов прикладного искусства она не собирается, ведь столько еще удивительного можно испробовать, при этом необязательно тратить на хобби баснословные суммы. Творить можно и с тем, что под рукой. Главное - все делать с любовью.
Фото БелТА.