Автор: . Дата создания:

Огромное табло на всю стену с множеством разноцветных мигающих лампочек, тумблеров, кнопок… Нет, это не космический корабль, а рабочее место дежурных по станции Орша-Центральная и операторов. Дилетант не уловит здесь абсолютно ничего, а вот их опытный взгляд без труда  считает всю эту «матрицу».

 

– Вот посмотрите, – указывает на пунктирные светящиеся линии желтого цвета начальник станции Орша УП «Минское отделение БЖД» Виктор Автономов, – это означает, что первый путь готовится к приему состава. Постепенно желтая полоса станет красной. Мы наблюдаем приближающийся поезд…

Не зря пост электрической централизации станции Орша-Центральная помощник начальника Минского отделения БЖД Владимир Седнёв назвал ее сердцем. Именно отсюда координируется движение грузовых, пассажирских и пригородных поездов по всем шести направлениям. И когда я напрашивалась примерить на себя профессию дежурного по станции, даже не представляла, о чем идет речь. Только придя на планерку к 7.45 утра, поняла, что и при огромном желании мне не светит побыть ни дежурным, ни хотя бы оператором при дежурном

– Даже за три месяца практической учебы не каждый со специальным  образованием и стажем работы в железнодорожной отрасли овладеет этой работой, – окончательно развеивает мои надежды Виктор Автономов. – А вы за день хотите разобраться…

Поэтому на сей раз я выбрала роль внимательного наблюдателя и слушателя-практиканта. И не пожалела. Здесь было на что посмотреть, чтобы оценить всю напряженность работы этих людей, тот бесценный вклад, который они вносят в безопасность пассажиров и бесперебойное функционирование станции.

 

Не успели маневровый диспетчер Павел Мацкевич, дежурные по станции Андрей Чехович, Максим Данилков и операторы при дежурных Елена Красовская и Яна Бахмат занять свои рабочие места, как мгновенно ожили телефоны, коммутаторы, радиостанции.   

Вот Елене поступает сообщение о предупреждении на  ограничение скорости до 25 км/час на первом главном пути станции. Там начались ремонтные работы. Она незамедлительно передает информацию Максиму. Соответственно, по радиостанции доводятся сведения до машинистов – ограничить скорость, на каком пути остановиться и т. д.   

Новый звонок: скоро начнутся маневровые работы. В это же время для пропуска очередного состава Андрей открывает поездам светофоры – стрелки автоматически переводятся по маршруту следования.

– В подобном ритме проходит каждый день, – отмечает начальник станции Орша. – Смена длится с 8 утра до 8 вечера. В условиях постоянно меняющейся обстановки расслабиться нельзя ни на минуту. Каждое неверное или несвоевременное действие может иметь негативные последствия: от остановки движения поездов и маневровой работы до схода, столкновения подвижного состава, угрожающих жизни людей и сохранности перевозимых грузов.

 

Смотрю на Виктора Автономова – сосредоточенный, целеустремленный, грамотный, посвятивший всю свою трудовую жизнь железной дороге. К тому же он депутат Витебского областного Совета депутатов, неравнодушный к проблемам людей. Неудивительно, что с его приходом на должность руководителя станция Орша преобразилась, модернизировалась. Здесь реализуются масштабные проекты, которые вносят весомый вклад в развитие региона. У такого начальника и коллектив работает как отлаженный часовой механизм – не придерешься.

…Вот дежурный по станции вызывает по радиосвязи машиниста поезда, сообщает ему путь приема и порядок следования по станции. Машинист, в свою очередь, обязан продублировать сказанное.

– У вас очень строгая дисциплина, ни шагу от регламента? – интересуюсь у Виктора Владимировича.

– Иначе нельзя. Железная дорога – самый доступный транспорт для миллионов граждан, и ответственная работа дежурного по станции – залог безопасности пассажиров, перевозки грузов, – отвечает он.

Девушки поясняют: в таком жестком режиме дежурным без напарников работать невозможно.

 

– Нас называют глазами и ушами дежурных, – рассказывает Елена между звонками и записями. – У каждой из нас свои четкие обязанности. Это обмен информацией с поездным диспетчером и соседними железнодорожными станциями, ведение информационно-справочной документации, передача дежурному сообщений из автоматизированной системы, контроль времени прибытия, отправления и проследования подвижных единиц в соответствии с графиком движения и многое другое.

В среднем в сутки станциями оршанского узла обрабатывается более 120 грузовых составов, прибывает и отправляется около 135 поездов, перевозящих более 4 тысяч пассажиров.

Интересуюсь у Андрея, бывают ли нештатные ситуации.

– Иногда случаются, – отвечает дежурный. – Тогда на помощь приходят руководители – маневровый диспетчер, начальник станции или его заместитель, но бывает, что решение приходится принимать самому.

Рабочее место маневрового диспетчера Павла Мацкевича оборудовано системой видеонаблюдения, которая позволяет контролировать всю работу станции в режиме реального времени. Камеры установлены во всех четырех парках – приемно-отправочном, сортировочно-отправочном, пассажирском, транзитном.

 

– Все это – как живой организм, находящийся в постоянном движении, – сравнивает Павел.

Распределить, направить, пропустить, проконтролировать, разобраться с нестандартной ситуацией – и все ежесекундно, без колебаний.

Автоматизированная система управления сортировочной станцией позволяет маневровому диспетчеру не только получить всю необходимую информацию о любом поезде (его номер, сколько вагонов в составе, какой локомотив, кто машинист, какие грузы он везет), но и спланировать с помощью этой информации дальнейшую работу станции.

Все эти люди привычно отвечают на несколько вопросов одновременно, мгновенно переключаются с одной темы на другую. Спрашиваю у Виктора Автономова: как такое возможно?

 

– В этом деле очень важны как специальное образование, опыт работы, так и определенные личностные качества и черты характера, – отвечает начальник. – Прежде всего это сообразительность, хорошая реакция и память, расторопность, чувство ответственности. Ведь работа диспетчера, дежурных по станции и операторов требует срочных, мгновенных решений. Необходимо постоянно быть в курсе всех событий на станции: контролировать путевые ремонтные работы или замену контактной сети, владеть общей ситуацией по занятости и освобождению путей и т. д.

Да, ритм труда зашкаливает. И если сравнивать работу этих людей с каким-либо видом спорта, пожалуй, я бы провела параллель с бегом с препятствиями или биатлоном.

Остается только пожелать им и дальше проходить дистанцию без сбоев.

Фото Ольги Лебедевой.