Автор: . Дата создания:

— Раньше выедем — больше увидим, — предупредил руководитель Миорской районной структуры БООР Иван Атрошко, приглашая в поездку. — Сейчас у нас некоторое затишье, которое посвящаем учету зверя. Сделать это зимой по следу на снегу не довелось, поэтому используем визуальный метод.

Выехали затемно. Пока ехали по шоссе, скорости не набирали, опасаясь выхода на дорогу лося или косули. С этой каждодневной опасностью сталкиваются участники движения не только Миорского, но и соседних районов, леса которых богаты диким зверем. Встретились и мы. Из кустов выбежали два лося и, не обращая внимания на приближавшуюся машину, пересекли трассу.

– Пошли на кормежку, – объяснил Иван Чеславович. – На полях в это время много зверя. Чтобы отвлечь его от трасс, раскладываем с егерями солонец ближе к местам обитания. Лоси и косули ищут соль, которая нужна для развития плода и формирования рогов.

Светало. Вездеход Ивана Атрошко, преодолевая ямы и ухабы проселков, наматывал десятки километров. Острый глаз охотника первым замечал пасущихся зверей.

– Смотрите, – показал он на опушку, – стадо лосей.

Берем бинокли, чтобы лучше разглядеть и посчитать. Один, два, три… Семь взрослых и несколько особей молодняка, повернув головы, также рассматривали нас. Иван Чеславович делает пометку о месте обнаружения зверя, количестве. Едем дальше и через несколько километров встречаем небольшое стадо косуль, чуть дальше – еще парочку красавцев.

За пять часов путешествия по лесам, лугам и перелескам встретили с десяток компаний лосей и косуль, увидели волка. Он выбежал на дорогу совсем близко от машины, приостановился, оценивая расстояние. Мой спутник потянулся за ружьем, но зверь уже скрылся в кустарнике.

– За прошлый год отстрелили 15 хищников, в этом уже добыли двух. Но в угодьях осталось еще семь особей, в основном волчиц. Это много, если помнить, какой они дадут помет. На волка охотимся круглый год, как и на лис, которых в прошлом году добыли почти 300 и в этом уже 120, – сообщил Иван Атрошко.

– А как же благородный зверь, которого теперь считаем? – спрашиваю.

– И его много. По нашим наблюдениям, – сказал мой попутчик, – в угодьях обитает 330 лосей и 600 косуль. Плотность высокая. В этом году ожидаем очередного прироста, в первую очередь потому, что при организации туров не стали полностью выбирать разрешенный лимит и сохранили самок.

Охотничьи туры для иностранцев – дело прибыльное. По зарабатыванию валюты в прошлом году Миорская структура БООР вышла в районе на второе место. В 2020-м по итогам первого квартала вновь увеличила выручку – заработала почти 7 тыс. евро, на 2,2 тысячи больше, чем за аналогичный период 2019-го. Среди 106 организаций БООР в республике Миорская уже не один год в десятке лучших.

Хороший доход в последнее время принесли туры на бобра, охотой на которого увлекаются россияне. Недавний краснокнижник стал вредителем – подтапливает леса, разрушает мелиоративные каналы, осваивает сады и дворы населенных пунктов. Поэтому уменьшение их количества почти на 50 особей население и многие организации восприняли как благо. А районная структура заработала еще и валюту, которой по итогам года планировала получить на организации туров и оказании услуг не менее 45 тысяч долларов.

– Наверное, смогли бы и больше, – сетовал Иван Атрошко. — Но из-за закрытия границ этой весной уменьшилось количество иностранных охотников, которые приезжали к нам из России, Германии, Австрии, Франции. Кроме них, интерес проявляли голландцы и поляки, приезжавшие к нам поохотиться на копытных и гуся.

Немаловажным в сдерживании охоты на птиц на перелете оказался и протест защитников природы, которые считают варварством добычу гусей весной, когда они возвращаются в родные места для вывода потомства.

Полярными оказались и наши суждения по этому вопросу. Аргументируя правомерность такой охоты, мой собеседник говорил о вреде, который гуси на перелете наносят весной сельскохозяйственным угодьям, особенно озимым. Наверное. Но, думаю, не меньший ущерб несут сельхозпредприятия от потрав, вытаптывания и вылеживания посевов дикими копытными. Однако о сохранении популяций лося и косули, благородного оленя, лани и зубра заботятся все, в том числе и охотники. Значит, понимаем, как важно сохранение гармонии в природе, нашего добрососедства, когда охота будет предполагать использование фотоаппарата вместо ружья, а регулирование количества зверя и птицы произведут сама природа и специалисты.

У сторонников каждой позиции свои доводы. А пока все ближайшее время любителями охоты на зверя в охот-угодьях Миорской районной структуры занято полностью.

Фото Тамары ПАШКЕВИЧ.