«Десятка» – за напряженность, «десятка» – за оперативность, «десятка» – за профессионализм. Так оценила работу аварийно-диспетчерской службы ПУ «Оршагаз» УП «Витебскоблгаз» корреспондент «ВВ», заступив на дежурство с одной из смен. А еще узнала, почему котел выдает ошибку «11», с чем люди путают запах природного газа, можно ли звонить по мобильному телефону в загазованном помещении и что вообще следует делать при обнаружении утечки газа.
Туда, где нужна помощь
– Здравствуйте, аварийная «Оршагаз» слушает…
И так 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Святая святых аварийно-диспетчерской службы – пункт оператора, где осуществляется прием заявок, их обработка и передача для исполнения. Сюда мы и направляемся с главным инженером Юрием Захаревичем, его заместителем Андреем Евсеевым и начальником аварийно-диспетчерской службы Александром Целитиным после мини-летучки. К слову, именно с нее начинается каждый новый день в ПУ «Оршагаз». У водителей – с предрейсового медицинского осмотра.
Приемщик заявок Ирина Дзядович на рабочем месте с 7.50. Ее стаж в организации — 21 год. Кроме приема и обработки заявок, дежурная с помощью системы телеметрии в режиме реального времени отслеживает ситуацию на 31 газорегуляторном пункте. Оператор по изменению цвета на мониторе и звуковому сигналу мгновенно определяет возникновение аварийной ситуации на узле и оперативно принимает меры.
Три экипажа, полностью оснащенные необходимым оборудованием и инструментами, всегда готовы выехать по звонку. И он не заставляет себя долго ждать.
– Записываю адрес. Орша, улица Флерова, дом 3. Где запах газа?.. Ваша фамилия и телефон…
А потом Ирина проводит подробный инструктаж: «Открыть окно, не курить, не жечь спички, не пользоваться электроприборами и мобильными телефонами. Никого не допускать с открытым огнем на загазованную территорию. Ждите, скоро будем». Заявка обрабатывается очень быстро и отправляется исполнителю – мастеру аварийной бригады, которая располагается ближе всех к месту происшествия.
Андрей Евсеев рассказывает, что за сутки на телефон 104 ПУ «Оршагаз» поступает в среднем 20-30 заявок, в сильные морозы эта цифра может увеличиваться в разы, тогда подключают дополнительные бригады. Как только заявка получена, аварийная бригада должна прибыть на место не позднее времени, прописанного в приказе, в зависимости от километража. Юрий Захаревич подчеркивает: с этим в Оршагазе строго – промедление может обернуться трагедией.
Так и сейчас, заявка "запах в подъезде" может быть связанна с высокой концентрацией газа и обернуться трагедией.
Маленькая победа каждый день
Меня закрепляют за одним из экипажей, едем на место. Аварийно-спасательная машина оборудована всем необходимым для ликвидации последствий аварии, будь то повреждение газопровода, пожар в газифицированных зданиях или просто запах газа в подъезде. Здесь есть и "световая башня", которая в ночное время освещает место аварии, и мотопомпа – для откачки воды в затопленных котлованах или колодцах. Имеются и воздуходувка, которая используется для вентиляции загазованных помещений, электрогенератор, гидравлические инструменты, отбойные молотки, ключи, домкрат и другое оборудование.
Движемся с маячком – автомобилисты с пониманием уступают дорогу.
Тем временем начальник АДС показывает мне, что в ноутбуке есть все схемы газоснабжения. А потому теоретически спасатели (а именно так можно смело назвать сотрудников аварийной службы) прорабатывают ситуацию еще в пути. 5 минут – и мы на месте.
Для того, чтобы отработать заявку аварийной бригаде приходится обходить весь дом и осматривать прилегающие коммуникации. С помощью газоанализатора, который определяет концентрацию углеводородистых соединений в воздухе, проверить все квартиры с первого по последний этаж. Но, как выясняется, специфический запах, который насторожил пенсионерку, издает коробка со строительным мусором, где лежат использованные банки из-под лакокрасочных материалов.
– Мы отрабатываем все ситуации без исключения, – рассказывает старший мастер Сергей Анкинович. – Термин «ложная заявка» стараемся не использовать, а говорим «заявка, которая не подтверждается утечкой газа». Сам по себе природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы человек мог его почувствовать, в голубое топливо добавляют этилмеркаптан – вещество с очень специфическим и насыщенным запахом. Достаточно его небольшой концентрации в воздухе, чтобы это явно ощущалось.
Люди, по словам Сергея Ивановича, настороженно относятся к непривычным ароматам. С газом путают и запахи лакокрасочных и горюче-смазочных материалов, и зловоние от испорченных продуктов, выброшенных в мусоропровод. Иногда бдительных жильцов сбивает с толку запах, остающийся после санобработки подвальных помещений. Перестраховываясь, граждане звонят в службу «104». В Оршагазе всегда реагируют на все сообщения.
А в это же время слесарь Игорь Демидов и водитель Сергей Жебин находятся в поселке Копысь. Оттуда поступил тревожный звонок о запахе газа возле частного дома. Утечку обнаруживают моментально – по корпусу регулятора из-за резкого перепада температуры. Слесарь устанавливает подменный, заполняет необходимую документацию, и машина отправляется на новый вызов.
Мы же, не успев вернуться назад, получаем следующее задание от оператора: житель поселка Высокое пожаловался, что не работает котел и не поступает газ на приборы. До места (более 20 км) добираемся за 15 минут. Дмитрий Максименко сразу направляется к домовому регулятору, проверяет его и снимает показания счетчика. Затем, не обнаружив неполадок, обследует коксиальный дымоход с закрытой камерой сгорания. И только затем разбирает сам котел. А он выдает ошибку «11».
Все специалисты предполагают, что причина неисправности котла – конденсат в трубках, которые подходят к пневмореле. Так оно и есть. Спустя пять минут котел заработал как новый. К слову, оказывается, что на плиту газ все-таки поступал, а потому заявку из аварийной переименовывают в ремонтную. Начальник АДС рекомендует мужчине приобрести сигнализатор угарного газа и вручил ему информационные листовки и буклеты по безопасному использованию газа в быту.
– Легче предупредить и предотвратить несчастье, – говорит Александр Анатольевич.– Многие прислушиваются и гораздо ответственнее относятся ко всему, что касается безопасности жизнедеятельности.
Прежде, чем занять должность начальника АДС, Александр Целитин прошел все ступени служебной лестницы, начиная от слесаря.
– В нашем деле, самое важное – оперативно принять правильное решение. – продолжает он, коллектив аварийно-диспетчерской службы «Оршагаз» – это 35 человек, пять смен. Все 12 слесарей имеют 5-й разряд и опыт работы. Чтобы сюда попасть, необходимо пройти обучение по специальной программе, медкомиссию и успешно сдать экзамен. Поэтому случайных людей здесь нет.
Героизм – обычное дело
Михаил Ольховский о сложных случаях скромно умалчивает. Хотя и у него и у коллег бывают ситуации, когда приходится рисковать собственной жизнью, чтобы не допустить трагедии.
В газовом хозяйстве слесарь трудится более 15 лет, его смена длится 12 часов.
– Всегда приезжаем заранее, чтобы подготовить машину, средства индивидуальной защиты, противогазы, - рассказывает Михаил. – Наши бригады по плану взаимодействия выезжают и на пожары, где есть газовое оборудование.
Он озвучивает золотое правило: работающее газовое оборудование оставлять без присмотра нельзя. Отлучиться в соседнюю комнату, периодически контролируя плиту, допустимо, а вот уйти в магазин, оставив суп вариться — нет. Далеко не у всех жильцов есть современное оборудование с системами контроля газа. То же касается и газовых котлов в частных домах. Их нельзя оставлять без надзора более чем на сутки.
– Еще одна грубая ошибка – использование газового прибора после того, как истек срок эксплуатации – добавляет Михаил Ольховский. – Даже получив наше предписание о замене, граждане тянут до последнего: авось еще послужит. Нередко именно по этой причине нас и вызывают напуганные запахом газа соседи. Не нужно обманываться неплохим внешним состоянием плиты – внутри она изношена. К старым устройствам часто нет запчастей. А за нарушения абонента могут отключить от газоснабжения. Попробует самостоятельно провести себе голубое топливо – рискует нарваться на штраф и надолго лишиться возможности пользоваться газом.
…Запах газа на кухне, во дворе, неисправность котла, просьбы помочь заменить устаревшее газовое оборудование на новое и т.д. Всего за день смена отработала 23 заявки. Дальше у специалистов – бумажная работа и сдача поста. Через сутки им снова заступать на дежурство, теперь уже ночное. Кстати, у них, как и у медиков, не принято ночной смене желать спокойной ночи, иначе дежурство может выдаться очень неспокойным.
Фото Ольга ЛЕБЕДЕВА.