– Я работала в больнице сестрой-хозяйкой реанимационного отделения. С коллегами часто наведывались в детское отделение к малышам, которые находились в социально опасном положении и были изъяты у биологических родителей, – вспоминает Алла Ивановна. – Мы приносили им одежду, проводили вместе время. Как-то раз в педиатрию поступила Вика. Ей было всего 2,5 годика, а она не могла ни говорить, ни ходить. Имелось подозрение на вывих бедер, ее планировали отправить в интернат для детей-инвалидов. Было очень жаль девчушку, старалась ее чаще навещать. Затем и дочка Снежана (тогда она училась в 7 классе) стала со мной ходить к малютке, а потом и вовсе предложила: «Мама, давай мы Вику заберем домой, научим ходить и всему, чему нужно». Даже сама узнала, куда документы надо подавать, чтобы оформить опеку – так ей хотелось сестричку. На семейном совете решили попробовать, вдруг действительно выходим девочку…
И выходили. Хотя пришлось не раз поездить по больницам. Обследования показали задержку психофизического развития Вики. Проблемы с ножками, как выяснилось, были из-за запущенной формы рахита. И лишь под опекой приемных родителей девочка пошла на поправку. Алла Ивановна проштудировала не одну книгу по психологии и дефектологии, нередко за советом обращалась к специалистам, чтобы знать, как себя вести в той или иной ситуации. Понимала: допустишь один неверный шаг, и ребенок может замкнуться в себе. Слава богу, все усилия оказались не напрасны. Через год девочка пошла в детский садик, к пяти годам начала говорить.
Через два года после того, как взяли к себе Вику, у Соболевских появилось еще двое новых членов семьи – сестрички-подростки Оксана и Наташа. Для девочек это была последняя надежда попасть в семью, а не в интернат. Увы, как ни печально, чужих взрослых детей реже других берут в свой дом. Когда Алла Ивановна вместе со своими ребятами только пришла познакомиться с сестрами, те уже стояли с вещами наготове. И материнское сердце не смогло отказать. Да и все домочадцы поддержали ее решение.
По прошествии двух лет Соболевским предложили взять еще троих детей-отказников из одной семьи – Таню, Яну и Колю. Мальчику еще не было трех лет, девочки – более старшего возраста, поэтому всех троих расформировали бы по разным учреждениям. Родители поначалу сомневались, ведь дом небольшой, а надо, чтобы всем детям было комфортно. Но Снежана, Наташа и Оксана единогласно сказали “да”, даже между собой распределили, кто над кем шефство возьмет. Так и сделали. В тот период в семье Соболевских росло уже 6 приемных детей.
– К каждому ребенку нужен подход, – считает Алла Ивановна. – Тяжелее всего нам пришлось с Викой. Она была очень испугана. Постоянно мучили ночные кошмары, до 11 лет спала со мной. До сих пор может вскочить среди ночи. Кроме того, девочка очень эмоциональная, вспыльчивая. Это теперь знаю, что если она вспылила, лучше ее не трогать, а когда успокоится, надо обязательно обнять. Очень важно, что мне помогали старшие дети. Пока я занималась с Викой по отдельной программе, выполняла вместе с ней задания дефектолога, они делали уроки с младшими ребятами. Все с малых лет приучены к порядку и самостоятельности. Если же кто-то провинился, строго поговорю один раз и больше не напоминаю. Хорошее сделали – стараюсь чаще хвалить. Своим, может, не так сильно, а этим детям всегда хочется ласки и внимания. Заметно, что этого им очень не хватало в детстве.
Сегодня стаж приемной мамы Аллы Ивановны насчитывает более 10 лет. Старшие выросли, создали собственные семьи. Оксана и Наташа получили образование. Одна окончила Белорусскую сельскохозяйственную академию, другая – Оршанский механико-экономический колледж. Вышли замуж, живут на Брестчине и растят уже собственных детей. Приятно было слышать, когда сваты благодарили приемную маму за то, что она воспитала хороших невесток.
Сейчас с Аллой и Федором Соболевскими живут четверо приемных детей, которые не перестают их радовать. Вика, которой уже 15 лет, занимается легкой атлетикой, привозит грамоты с соревнований. Четырнадцатилетняя Таня, ее погодка Яна и младший брат 11-летний Коля посещают класс хореографии. А мальчик еще и на баяне играть учится. Все ходят в несколько творческих кружков.
Соболевские для окружающих – тот положительный пример приемной семьи, где вырастают достойные люди. Даже соседки, у которых есть свои дети, приходят на День матери поздравить Аллу с поистине ее праздником. Однажды дети втайне подготовили целую концертную программу в честь мамы. Читали стихи, пели песни, дарили сделанные собственными руками поделки. К слову, творческая жилка присутствует в каждом члене семьи. Соболевские – постоянные участники различных выставок, состязаний. Несколько лет подряд становились победителями районного конкурса среди приемных семей, лишь однажды упустили пальму первенства.
– Говорят, что в 50 у женщина может появиться ощущение своей ненужности, а у меня этого не будет никогда, – убеждена Алла Ивановна.
Последовать ее примеру намерена и дочь Снежана теперь сама уже молодая мама.
– Еще в детстве я поняла: когда вырасту, тоже возьму сироту на воспитание, – рассказывает девушка. – Окончив школу, поступила в Борисовский педагогический колледж. На работу устроилась воспитателем в детский сад. Пока нахожусь в отпуске по уходу за младшим ребенком. У нас с мужем сейчас двое детей, но планируем взять одного, а может и двух малышей в свою семью. С этим учетом даже дом строили, чтобы каждому по комнате было.