Автор: . Дата создания:

Несмотря на высшее образование, профессионализм, признанный не только в нашей стране, но и за рубежом, Анну Осипкову можно назвать самородком. Ее уникальный талант – от земли, природы, Бога. Учеба и опыт только помогли выкристаллизовать этот дар.

– Детей в школе я учила всему, что преподавали нам на  худграфе – законам перспективы, соблюдению пропорций, технике светотени… Сама же для себя отбросила все школы. Никогда никому не подражала. Не считаю себя художником. Работала, как  душа просит, как сердце велит, – признается Анна Савельевна.

Уникальные творения — в дар

В районном историческом музее, где около 70 работ Анны Осипковой составляют гордость экспозиции, вам обязательно расскажут историю о юном посетителе. Пришла как-то на экскурсию группа из детского сада. Когда собрались уходить, хватились одного мальчика. Бросились искать и нашли возле деревянной скульптуры матери: малыш гладил милое лицо.

Немало тут получают и восторженных от отзывов иностранцев и соотечественников. Впрочем, как и на вернисажах в Германии, Боливии и других странах. Анна Савельевна никогда лично не присутствовала ни на одной выставке, не знает, сколько ее работ разошлось по свету. Она не составляла каталогов, не вела записей, не настаивала на цене: сколько дадут, на том и спасибо. Никогда не считала свое творчество источником заработка –  уникальные творения уходили за бесценок (по  5—10 рублей) в советские времена.  Многие  работы просто дарила людям, если те им нравились.  Большая часть коллекции Чашникского музея – тоже дар автора.

Около 70 уникальных работ мастера составляют гордость районного исторического музея; бывшая усадьба Осипковой еще хранит следы красоты и таланта мастера

Есть и еще один объект, связанный с именем Анны Осипковой – ее  бывший дом  в деревне Млын. Не было на усадьбе ни одного дерева, заборчика, ворот, наличника или просто пенька, которые уникальные руки Анны Савельевны не превратили бы в шедевр. Шесть лет назад из-за серьезной болезни близкого родственника, живущего в России, хозяйка дом продала. Сегодня у него другой вид, но все равно еще видны следы былой красоты и великолепия. Жаль, что новый владелец, похоже, не понимает истинной цены деревенского шедевра.

Хобби с ложки началось

– Я из большой семьи, меня растили дедушка с бабушкой в маленькой деревне Гурей, – вспоминает Анна Савельевна. – Дед научил меня поначалу вырезать ложки, миски из дерева. А хотелось большего. Даже плакала: вижу, что можно сделать что-то интересное, но не знаю, с чего начать.


В газете прочитала, что в Гродно есть учитель, который ведет кружок резьбы по дереву. Осмелилась и написала ему письмо. От него и узнала, что в Витебске есть художественно-графическое педагогическое училище. Туда и рванула после школы.  На вступительные экзамены надо было представить творческие работы. А рисовать-то нечем! Мы собирали с дедушкой, что могли – сажу, уголь, глину. Я нарисовала темный луг с костром и детьми и невесту в цветах. Работы одобрили. Так и стала студенткой. Закончила уже художественно-графический факультет пединститута и всю жизнь преподавала рисование и черчение в школе. Сначала в Казахстане, на Кавказе, куда поехала вслед за мужем.

Когда вернулись в Беларусь, работала в Краснолукской, затем – в Кащинской школе. Известность пришла после публикаций в газетах «Правда» и «Известия».  Столько писем тогда получала — из Дальнего Востока, Молдавии, во всех уголков Союза!  И старалась ответить всем. В основном люди спрашивали совета – как работать с деревом.

Мастерской у меня никогда не было – работала на кухне, на полу. Сяду, тряпками обложусь, двери закрою, чтобы никому не мешать, и начинаю долбить. Летом  устраивалась во дворе, за сараем.

Чашникский след в резиденции русских царей

А вот сын Игорь с раннего детства полюбил это искусство.  Он тоже закончил худграф,  два года преподавал в школе. Как-то  пригласили Анну Савельевну на работу в производственное объединение «Красная Балтика» – начинались реставрационные работы в Петергофе.  Но муж только что инфаркт перенес – куда ж ехать? Вот и предложила кандидатуру сына. Игорь взял с собой несколько рисунков, маленькие поделки и фото больших. И его приняли.

Много лет занимался реставрационными работами в резиденции русских царей. Присылал домой вырезки из газет с фото, где был снят со своими коллегами. Сейчас в Петергофе деревянных работ для реставрации нет, и объединение резчиков выполняет заказы по всей России. Игорь Живет в Санкт-Петербурге, у него семья, двое детей, которые тоже в какой-то мере пошли по стопам бабушки и отца: Маша – архитектор, Антон занимается компьютерной графикой.

– Маленького сына  я возила на экскурсию в Ленинград, – вспоминает Анна Савельевна. – С восторгом бродили тогда мы по улицам. И Игорь все повторял: «Какая красота! Вот бы жить тут!».  Как видите, мечта сбылась.  Но я из деревни никогда бы не переехала в город, хотя мне не раз предлагали.  Только снег сойдет – сразу в лес. И на пенечке посижу,  и сама с собой поразговариваю, и поплачу, и помечтаю. Это такая отдушина, такая благодать!   Вроде и молчит лес, а заряжает позитивом, энергией, добротой.

Снятся прекрасные сны

Сегодня Анна Савельевна с грустью вспоминает былые годы. И условий для творчества тогда  особых не было, и инструменты были на вес золота –  дорого, да и не достать.  Но зато жизнь наполняли энтузиазм, желание творить. Впрочем, они остались и сегодня. Только вот силы уже не те: любимую резьбу пришлось оставить.

– Зато мне часто снятся прекрасные сны, в которых я по-прежнему  работаю с деревом… А в реальности занялась  декоративным творчеством.

Работники Кащинского спортивно-культурного центра всячески  поддерживают Анну Осипкову. Не так давно организовали выставку «Чудо-корешки». Из 28 работ осталась всего парочка: остальные мастер раздарила поклонникам, а три поделки сын увез в Санкт-Петербург.

Нынче на 8 Марта Анна Савельевна подготовила настоящий подарок для жительниц агрогородка  – выставку картин, посвященных покровителям природы, всего живого на земле. Тут и Ветровей, и Домовичок, и Моховичок, и Болотявинка, и Луговинка, и многие другие персонажи, рожденные фантазией и талантом автора. Жаль одного: судьба этих работ, скорее всего, недолговечна: выполнены они на старых обоях, наклеенных на картон. На ватман и хорошие краски сегодня у Анны Савельевны пенсии не хватает…

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА и Елены ТЕЛЯТКО.