Автор: . Дата создания:

Филиал «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепробугводпуть» является одним из лучших профильных предприятий страны. На протяжении шести лет им руководит Анатолий Леонов, ставший лауреатом премии «Человек года Витебщины – 2019».

Истоки 

Родившийся в семье мастера производственного обучения СПТУ-35 Анатолий Леонов с детства был знаком с техникой. Вначале профтехучилище располагалось в Бабиничах Оршанского района, затем его перевели в Дубровно. В учебном заведении было свое подсобное хозяйство, где в страду мастера и преподаватели работали наряду со своими воспитанниками, передавая им практические навыки. Как правило, Василию Никитовичу, отцу нашего героя, доверяли трудных парней со сложной послевоенной судьбой. После учебы у опытного наставника они становились не только классными специалистами, но и занимали твердую жизненную позицию. В составе сводного отряда училища со своими воспитанниками он неоднократно выезжал на целину. Недаром труд Василия Никитовича по подготовке механизаторов был отмечен высокой государственной наградой. В 1964 году за особые заслуги он награжден орденом Ленина – редкий случай для мастера производственного обучения.

Анатолий Леонов закончил Белорусский технологический институт им. С. Кирова (ныне БГТУ). Распределился в Витебское ГПЛХО, где прошел путь от механика до главного инженера. Возглавлял «Витебсклес».

Новый поворот 

В 2014 году Анатолий Васильевич возглавил «Витебскводтранс», который тогда находился в сложной финансовой ситуации. Для снижения затрат по доставке песка пошли на создание дополнительных промскладов вдоль реки, которые сейчас располагаются от Суража до Полоцкой ГЭС. Однако требовались еще встречи с руководителями предприятий-потребителей, чтобы убедить и доказать, что забирать песок с новой площадки им будет экономически целесообразней. Ежегодно наращивая объемы и снижая себестоимость, «Витебскводтранс» расширяет рынки. Количество основных заказчиков увеличилось со 175 до 204. В их числе одно из крупнейших в Европе предприятие по производству высококачественных строительных материалов минский «Керамин».

Анатолий Леонов считает, что достижение высоких показателей невозможно без создания должных условий труда. В прошлом году сделан капитальный ремонт бытовых и административных помещений, проведенатермореновация мастерской и проходной. Но в приоритете – флот. Ежегодно капитально ремонтируются две баржи, теплоход и плавучий кран – ни одно профильное предприятие Беларуси таких объемов не делает.

Последние четыре года предприятие работает стабильно. Дважды заносилось на Доску почета Первомайского района, один – на городскую. В 2019-м по сравнению с предыдущим годом реализация песка увеличилась на 96%, выручка на одного работника составила 45,2 тыс. руб. (для сравнения, в 2016-м была 16 тыс. руб.). Ежегодно на 25% растет и среднемесячная зарплата.

Анатолий Леонов характеризует коллектив, в котором трудятся 102 человека, как заряженный на работу. Все понимают, что от слаженности действий зависит благосостояние предприятия в целом и каждого в отдельности.

Перспективы Двины 

Руководитель «Витебскводтранса» уверен, что Западная Двина может отдавать не только свои ресурсы, но и служить транспортной артерией и туристическим объектом. Если бы реализовался проект по строительству Бешенковичской ГЭС, уровень воды в областном центре позволял бы предприятию поставлять баржами лес на «Витебскдрев» весь навигационный период (сейчас только весной), что в разы дешевле автомобильного транспорта. Построенный на Полоцкой ГЭС шлюз способствовал бы организации туристического маршрута из древнего белорусского города до музея-усадьбы Репина в Здравнёво.

Особая гордость предприятия – шлюз Витебской ГЭС, который передан речникам и является самым крупным подобным сооружением в Беларуси. В 2019 году на нем проведено 120 шлюзований. Причем объектом пользуются и частные суда.

Анатолий Леонов признается, что из всех мест работы ему больше всего нравится быть речником, и даже жалеет, что в институте не выбрал это направление. Река завораживает, особенно когда по ней идет теплоход с загруженной баржей.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.