– Я люблю французскую музыку, живопись, литературу. Давно мечтала сыграть на знаменитом органе в Соборе Парижской Богоматери, и вот моя мечта сбылась, – рассказала Ксения Максимовна.
Нотр-Дам де Пари называют сердцем Парижа. Ежегодно самый известный храм Франции посещают 14 миллионов туристов, это один из выдающихся памятников Европы, имеющих мировое значение. Гордостью собора является великолепный орган, история которого восходит к 1402 году. В конце XIX века под руководством знаменитого органостроителя Аритида Кавайе-Колля произошла полная модернизация инструмента. Сегодня он имеет 5 мануалов, 121 регистр, более 10 тысяч труб. Прикоснуться к этому великолепию мечтают многие музыканты мира, но конкурсный отбор проходят не все.
Ксения Погорелая удостоилась чести выступать в Нотр-Даме первой из белорусских музыкантов. Четыре года назад она подала заявку в специальную духовную комиссию собора, где выбрали одну из представленных программ. Получив приглашение, полочанка начала усиленную подготовку к концерту, чтобы отправиться покорять Париж в наилучшей творческой форме.
И долгожданный концерт состоялся, на нем звучала французская, немецкая, испанская классическая музыка. Современные белорусские авторы были представлены произведением витебчанки Анны Короткиной – «Молитвой» из органного цикла «Фрески». Рукоплескали нашей землячке более полторы тысячи человек.
– Такие встречи, – говорит органистка, – дарят потрясающие впечатления и бесценный опыт, удваивают силы для продолжения дела, которому служишь.
Вот уже 28 лет Ксения Погорелая является солисткой Софийского собора, где дает около 300 концертов в год. Она ведет успешную просветительскую и преподавательскую деятельность, активно участвует в отечественных и международных проектах, неоднократно выступала на фестивалях в Германии, Австрии, Швейцарии, Польше, Дании, Украине, России.
За высокий профессионализм, активную гражданскую позицию и большой личный вклад в развитие культурного наследия белорусского народа удостаивалась званий «Женщина года Витебщины» и «Почетный гражданин Полоцка», была награждена медалью Франциска Скорины.
О чем мечтает наша землячка после Парижа?
– Я еще не играла на испанских и английских органах, – обозначила дальнейшие творческие маршруты Ксения Максимовна.
И пояснила, что знакомство с органной культурой разных стран обогащает музыканта, ведь каждый инструмент имеет свои особенности, является шедевром своего времени. Например, в Дрездене ей приходилось играть Баха на старинном органе, созданном для великого композитора известным мастером Зильберманом, и те эмоции тоже нельзя забыть.
Полоцкий орган на триста лет младше немецкого и в три раза меньше французского, но бесконечно дорог его заботливой хозяйке. Это родной инструмент, который она знает до мелочей, чувствует до малейших колебаний настроения, любит и неустанно пропагандирует. Общаясь с зарубежными коллегами, Ксения Погорелая всегда рассказывает им о Полоцке и его святынях, приглашает на международный фестиваль «Званы Сафіі», одним из организаторов которого является. Выступая в Софийском соборе, зарубежные исполнители неизменно дают высокую оценку полоцкому органу, восхищаются уникальной акустикой древнего храма и с удовольствием приезжают сюда вновь.
Сейчас как раз то время, когда в Полоцке можно послушать органистов из пяти стран Европы. Юбилейный, двадцатый, фестиваль будет проходить до 22 ноября. Концерты собирают любителей классического искусства из разных городов Беларуси и ближнего зарубежья.
Ксения Погорелая, как всегда, обещает удивить своих поклонников: 1 ноября – программой для органа, скрипки и трубы, 15 ноября – органа и камерного оркестра «Европа-Центр». К слову, дирижировать коллективом будет глава творческого семейства Раиль Садыков. Увлечение любимым делом родители-педагоги передали и своим детям. Арсений продолжает образование в высшей школе музыки немецкого города Веймара, активно концертирует как талантливый молодой пианист. Юлия закончила академию музыки в Швейцарии, работает органисткой, участвует в мастер-классах, фестивалях и конкурсах. На фестивале «Званы Сафіі» она будет играть в четыре руки вместе с мамой, ставшей для нее и бесспорным авторитетом в профессии, и примером творческой неуспокоенности, постоянного стремления к совершенствованию мастерства.
Фото из архива