Автор: . Дата создания:

 Витебском у Виктора Борисенкова связана вся жизнь. Из родного города отлучался лишь на срочную армейскую службу. По отношению к месту работы он тоже однолюб – трудовая биография как началась 35 лет назад в ОАО «Витебский картонажно-полиграфический комбинат «Покровский», так и продолжается здесь. Был художником-ретушером, фотографом, обслуживающим технологический процесс, а сейчас – техник-конструктор.

Из любви к малой родине произросло и хобби Виктора Николаевича. Оно многогранно, сочетает изучение витебской старины, в частности, снимков и открыток, на которых запечатлен город в позапрошлом и прошлом веках, фотосъемку современных его видов с тех же точек и ракурсов и совмещение этих изображений при помощи компьютерных технологий. Конечный результат называется исторической фотореконструкцией, или таймерографией. Ее основатель на постсоветском пространстве – санкт-петербургский фотохудожник, автор известного проекта «Связь времен» Сергей Ларенков. Он, к примеру, совмещает снимки блокадного Ленинграда и сегодняшние. Сильный эмоциональный эффект вызывает и серия его коллажей «Минск 1941 – 1944/2013».

Фото Дмитрия ОСИПОВА

 – В книге «Віцебск» 1959 года издания изображений старого Витебска вообще нет. Увидев такие открытки впервые, я поразился утерянной красоте нашего города – многочисленным храмам, другим оригинальным постройкам. Для начала захотелось узнать, как они назывались, где стояли, – вспоминает свой путь к таймерографии Виктор Борисенков.

Информации о витебской старине тогда тоже практически не было, только со временем в домашнем архиве Виктора Борисенкова появилась краеведческая литература, сформировалась картотека, посвященная храмам города.

 – Много интересного о нем написано Николаем Никифоровским, Михаилом Рывкиным, Валерием Шишановым, Людмилой Хмельницкой, Аркадием Подлипским, Инной Абрамовой и другими краеведами. И фотографируют Витебск лучше всех, считаю, витебчане – Михаил Шмерлинг, Владимир Базан, который в свое время тоже работал на полиграфкомбинате, Дмитрий Осипов и другие. Ведь чтобы снять интересный, с настроением, сюжет, взглянуть на известный вид небанально, под другим углом, надо хорошо знать и любить город, – продолжает рассказ краевед-фотограф.

Таймерография популярна благодаря интернету, потому что стали доступны для обозрения старинные фотографии. Сейчас каждый может увидеть редкие открытки, снимки, хранящиеся в архивах, музеях, частных коллекциях. А компьютер позволяет накладывать изображения одно на другое, совмещать их. Получается интересный эффект «машины времени», диалог прошлого с настоящим. Он помогает взглянуть на старый Витебск в современном контексте. Вот на нынешней площади Свободы стоит Свято-Николаевский собор, как будто его и не смыло разрушительной волной атеизма. Вот органично вписалась в пространство перед ратушей красивая капличка, о которой в реальности уже ничто не напоминает. А как смотрится бесследно исчезнувший костел св. Антония! Разглядывая фотоколлажи, каждый зритель делает свои открытия. Одни считают, что нынешний город – это преимущество прогресса над рутиной, удобств над неудобствами, другие восхищаются его былой красотой, сожалея, что многие памятники архитектуры канули в Лету.

В 2014 году Виктор Борисенков выставлял свои фотореконструкции под названием «Витебск, который мы утратили» в рамках Дня музеев в Доме-музее Марка Шагала. Участвовал в выставке Центра современного искусства «Портрет города». А показ фотоколлажей в Задвинье посвящался 70-летию Великой Победы.

После посыпались приглашения из библиотек – продемонстрировать работы читателям, рассказать о таймерографии. В областной, к примеру, презентация исторических фотопроекций была приурочена к одной из лекций по истории Витебска. Серию своих работ автор подарил городской библиотеке им. М. Горького. И посвященное витебской таймерографии видео набирает число просмотров в интернете. Кстати, Виктор Борисенков – замечательный экскурсовод по созданному им при помощи фотоаппарата и компьютера виртуальному Витебску.

Сейчас таймерограф готовится к участию в июльских мероприятиях, посвященных 130-летию со дня рождения Марка Шагала. Намерен сделать фотопроекции витебских мест, отмеченных воспоминаниями знаменитого художника и его жены Беллы или изображенных им. Увлекательный проект, но, к сожалению, очень немногое из упомянутого в мемуарах было в свое время запечатлено объективом. По словам Виктора Николаевича, дефицит старых фотоизображений нашего города и не очень хорошее качество уцелевших – главная проблема для витебской таймерографии.

 – Несмотря на это, думаю, к ней есть интерес среди фотолюбителей областного центра. Аппаратура позволяет даже начинающим делать неплохие снимки, тем более при наличии художественного вкуса, умения находить удачные ракурсы. И стариной заинтересовалась молодежь. Возможно, профессионалы обоих жанров ревниво относятся к подобной массовости. Я же считаю, что это здорово, ведь люди учатся замечать интересное, красивое, а историю родного города должен знать каждый уважающий себя его житель, – твердо убежден Виктор Борисенков.

Фотоколлажи Виктора Борисенкова.