Автор: . Дата создания:

«Лучше гор могут быть только горы» – согласна со словами известной песни витебчанка и многодетная мама Ольга Бир, покорившая Тянь-Шань, Кавказ, Карпаты, Хибины. И продолжает: «На которых еще не бывал». Любительница горного туризма попросила не путать ее с альпинистами, рассказала, как группе, которую она организовала в поход, покорилась самая высокая вершина Европы – гора Эльбрус, почему желательно челночное восхождение, и открыла некоторые секреты капризной горы.

 

Вверх путь неблизок, а спуск тяжел 

Как только не называли Эльбрус разные народы: горой блаженных, приносящей счастье, повелителем духов и даже гривой снега. Как правило, погода там непредсказуемая, а путь к вершинам – альпинистской сложности. И хотя в седловине имеются приюты для восходящих, все же неподготовленному путешественнику добраться до пика не так-то просто. Эльбрус подбрасывает каверзные испытания и новичкам, и бывалым альпинистам.

Ольга Бир начала подготовку группы к восхождению на «гору счастья» загодя. Во-первых, с товарищами обсудили маршрут, во-вторых, проверили экипировку, и в-третьих, решили, что главное для них – получить удовольствие от созерцания мира с высоты птичьего полета.

– Восхождение начали с подъема на 3100 метров выше уровня моря: для акклиматизации и предотвращения горной болезни провели на высоте пять дней, – объяснила Ольга. – Потом по канатной дороге добрались до станции «Гара-Баши», что находится на отметке 3900 м. Эльбрус хоть и радовал нас хорошей погодой, но мы не были застрахованы от его капризов. Например, при спуске началась гроза.

Её витебские туристы пережидали в вагончиках, боясь даже высунуть нос наружу. Однако стихия подбросила неприятный сюрприз: разряд молнии попал в их временное жилище. И хотя никого не задело, выходивший после этого из вагончика мужчина, взявшись за металлическую ручку, получил сильный ожог.

– К счастью, на подъёме нам повезло: погода благоприятствовала, и мы не мешкая отправились к Западной вершине, высота которой 5642 метра, – продолжила Ольга.

Для того чтобы человек хорошо себя чувствовал, подниматься на высоту нужно челночным способом: взобраться, к примеру, на 4000 метров, привыкнуть немного, спуститься на 3000 метров. Отдохнуть, затем добраться на отметку в 5000, потом снова вниз на километр. Двигаться при этом следует по кривой, словно прокладываешь змеевидный серпантин.

В этом и есть отличие туристов от альпинистов, стремящихся к вершине по прямой. Конечно, добираются они на пик быстрее, но и путь их гораздо опаснее, несмотря на экипировку и страховку.

– К вершине нас шло порядка шестидесяти человек, наша группа добралась первой, – с гордостью сообщила Ольга.

И добавила, что последние сто метров дались всем особенно тяжело: двигались очень медленно, каждый шаг чередовали с остановками для двух вдохов и выдохов, у ее спутников посинели губы и руки. Однако как только очутились на вершине, после короткого отдыха усталость как рукой сняло. Туристы по традиции водрузили свой флаг.

Как рассказала Ольга, больше всего трагедий случается на спуске: почти все силы туристы и альпинисты отдают пути вверх, а по дороге назад часто расслабляются, теряют бдительность, не смотрят под ноги. Зная это, наша землячка проинструктировала свою группу и строго-настрого велела быть внимательными. Ее опыт помог всем пяти членам команды благополучно достичь подножия Эльбруса.

 

Древние саги походов похожи на быль

Как и у любого величественного природного явления, у Эльбруса есть свои страшные тайны.

В среднем здесь каждую неделю кто-то гибнет: за сезон с мая по октябрь 15 – 20 человек не возвращается из горного похода. Если раньше, во времена Советского Союза, были контрольно-спасательные службы, проверявшие оснащенность восходящих к вершине туристов, то теперь за этим никто не следит. Моей собеседнице рассказали местные жители, что видели «альпиниста», который направился в горы в резиновых сланцах.

– Без акклиматизации и экипировки на Эльбрусе не то что делать нечего – это прямой путь на тот свет, – убеждена Ольга.

При температуре -150С замерзнуть без специальной одежды можно в считаные минуты. К тому же если в мае – июне трещины в горах еще закрыты, то в июле-августе ледяная корка подтаивает, и провалы грозят забрать к себе нерадивого путешественника.

Из трещин самостоятельно выбраться практически нереально. Местные жители говорят, что и шансы отыскать провалившегося человека почти равны нулю: пару лет назад гора поглотила одного американца, которого до сих пор ищут родные и обещают нашедшему щедрое вознаграждение. Однако пока никому не удалось напасть на след пропавшего. Знатоки коварства Эльбруса рассказывают, что, возможно, тела скрывает «живой» лед, который движется внутри горы за счет таяния и хоронит под собой все и вся.

Сейчас ледниковая шапка Эльбруса постепенно тает и открывает человеку давно спрятанные тайны: все чаще находят останки и обмундирование солдат времен Великой Отечественной.

Семьей – в поход

– Вершина Эльбруса – самая высокая из всех, на которых я побывала, – призналась Ольга. – Для себя определила, что выше семи километров подниматься не стану: для организма это серьезное испытание, а я нужна своим детям.

Их у отважной витебчанки трое. С мамой в горы они пока не ходили, Ольга боится брать их в такие походы, а вот на байдарках по реке сплавляются. При этом в водных походах дети всегда знают свои обязанности и никогда от них не уклоняются: один собирает хворост, другой помогает ставить палатку, третий носит воду для готовки и питья.

– Я считаю, что для ребенка важно воспитание природой, – убеждена многодетная мама. – Никакой интернет не передаст им, как восхитительно пахнет в лесу земля после дождя, как вкусна на свежем воздухе только что приготовленная в котелке каша, как прекрасны закаты и рассветы, которые можно наблюдать из палатки.

Словом, активная мама и жена вовлекает в свое удивительное хобби всех домочадцев. И те за это ей только благодарны.

Фото из личного архива Ольги Бир.