Автор: . Дата создания:

Несмотря на то, что известному спортсмену-гиревику, профессору, доктору экономических наук, писателю и руководителю Международного института управления в Архангельске Анатолию Ежову скоро 71 год, назвать его пенсионером можно с большой натяжкой.

Десять лет назад вместо заслуженного отдыха Анатолий Николаевич с единомышленниками отправился покорять с гирями наперевес экстремальные места планеты, устанавливая мировые рекорды в силовых видах спорта.


Сегодня в копилке Анатолия Ежова более 300 рекордов Гиннесса и 2157 мировых рекордов, зафиксированных более чем в ста странах на всех континентах.


Основатель Международной федерации гиревого триатлона и первый вице-президент Белорусской федерации мастеров гиревого спорта и силового жонглирования называет себя «белорусским россиянином» и часто бывает в Витебске, где в юности жил и учился, здесь у него похоронены родители и живут родственники.

Благодаря его стараниям и поддержке председателя облисполкома Николая Шерстнёва, увлеченного гиревым спортом, областной центр стал местом проведения Всемирной олимпиады по гиревому триатлону. Недавно Анатолий Ежов побывал в нашей редакции и рассказал о себе и своей деятельности.

– Анатолий Николаевич, у вас много различных званий и наград. А что из всего этого для вас наиболее важно?

– Многие свои награды дарю. Например, в Витебске я подарил лучшим спортсменам три золотых пояса Гиннесса. Я не держусь за вещи, все награды у меня в сердце.


«Всегда буду помнить свой первый рекорд, установленный 5 апреля 2008 года на Северном полюсе».


Следующий этап через три года – официально зарегистрированный рекорд Гиннесса.

В то время в Лондоне вообще слабо представляли, что такое гиревой спорт. Зато теперь в штаб-квартире Гиннесса стоит «золотая» гиря, подаренная мною. В 2011 году в положении лежа я поднял две 20-килограммовые гири за минуту 151 раз. В сумме – более 5 тонн. Стартовый вес, установленный комиссией, был около 2,5 тонны.

К слову, у них нет весовых и возрастных ограничений для спортсменов, нет требований к способам подъема гири. Дается лишь определенное время и суммарный поднятый вес. Хорошо все обдумав, спортсмен может побить не один рекорд.

Я устанавливал их в 390 экстремальных точках мира: на самых высоких горах, в шахтах под землей, в вулканах, под водой, в стратосфере во время полета на сверхзвуковом истребителе, на воздушном шаре и так далее.

– Какова процедура фиксации рекорда Гиннесса?

– Для начала нужно отправить в Лондон заявку. В случае ее принятия необходимо его зафиксировать по строгим указаниям. Самый дорогой способ – личное приглашение комиссара Книги рекордов Гиннесса, что стоит порядка 7 тыс. фунтов. Он сразу все фиксирует и выдает сертификат.

Второй вариант – платная ускоренная экспертиза заявки и итоговых документов, что занимает примерно две-три недели и стоит 200 – 300 фунтов. Третий способ – бесплатный, занимает несколько месяцев. Нужны не менее трех судей международной категории в заявленном виде спорта, видеофиксация и правильное заполнение всех документов.

Требования к видео чего стоят! Из-за того, что кто-то пробежал перед камерой во время установления рекорда, плохого ракурса или освещения лично у меня не зарегистрировали 37 мировых рекордов, а выкладывался я по максимуму.

– Анатолий Николаевич, нескромный вопрос. А зачем вы тратите столько сил и средств, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса?

– Я всю жизнь учусь и испытываю себя. Бывало, в экстремальных точках худел на 22 килограмма, случались переломы, кровотечения, обезвоживание. Перенес инфаркт на Северном полюсе, три года назад при подъеме на гору в Чили остановилось сердце – реанимировали. За последние два года перенес две операции на сердце из-за аритмии.

Но я не сдаюсь, потому что работаю на будущее. Не скрою: трачу большие деньги, которые заработал в свое время, на рекорды Гиннесса, проведение соревнований.


«В олимпиаду по гиревому триатлону в Витебске вложил около полумиллиона российских рублей. Зачем?»


Во-первых, ради будущего наших союзных стран – России и Беларуси. Чтобы нас знали и уважали во всем мире.

 Олимпиада по гиревому триатлону в Витебске в сентябре 2017 года

 Во-вторых, физические нагрузки в экстремальных условиях, при нехватке кислорода мне интересны как ученому. Благодаря этому я разрабатывал и апробировал специальную методику для улучшения спортивных достижений.

 В-третьих, каждый новый рекорд – это преодоление себя. Признаюсь, в ряде экспедиций я проклинал себя: зачем, мол, взялся, лежал бы на диване. Но, достигнув цели, наполнялся гордостью: смог, сделал. Это дает огромный стимул для жизни.

– В чем секрет вашей отличной спортивной формы?

– Всегда вел подвижный образ жизни, занимался спортом. Даже когда в начале 1960-х годов жил на копеечную стипендию, часто голодал, умудрялся посещать 4 – 5 секций: по боксу, самбо, волейболу, баскетболу, лыжам… При этом учился в Витебском радиотехническом техникуме (сейчас филиал Академии связи. – Прим. авт.) средне, а Московский экономико-статистический институт как экономист закончил с отличием.

Кстати, впоследствии заочно получил еще высшее юридическое образование и в зрелом возрасте закончил Иваново-Вознесенскую духовную семинарию.

В принципе, особенных секретов нет. Нужно всю жизнь учиться, развиваться и вести активный образ жизни.

– Как вы относитесь к вредным привычкам?

– Никогда не пил и не курил. Во времена учебы в Витебске меня даже называли «лимонадный Джо» (смеется). Первый раз пригубил бокал с вином в 50-летнем возрасте.

Сейчас после экстремальных нагрузок для расслабления могу выпить бокал пива, немного вина в компании. Не хочу вдаваться в подробности, но у меня были очень плохие примеры злоупотребления алкоголем среди родных. Это наука на всю жизнь.

– А есть ли у вас какие-то особенности в питании?

– Я ем не по времени, а по требованию организма. Например, сегодня я не завтракал и не обедал. Не хочу. Надо получать удовольствие от приема пищи. Порой достаточно нескольких чашек чая с сахаром, чтобы восстановить силы, если, конечно, нет сильных физических нагрузок.

Вообще считаю, что есть можно все, но в меру. Для меня важно не столько питание, сколько здоровый сон – для достижения результатов необходимо спать минимум 6 – 7 часов.

– Анатолий Николаевич, до пенсии вы вели в общем-то обычный образ жизни: преподавали, занимались научной деятельностью, особых спортивных рекордов не было. А под 60 лет вдруг взялись за гири. Почему?

 – До этого возраста во мне накапливалась неудовлетворенность из-за нереализованных в юности амбиций в большом спорте. Я много занимался, но в силу различных жизненных обстоятельств профессионалом не стал. С 14 лет жил в общежитиях, учился, подрабатывал, много переезжал.

Перед пенсией почувствовал, что старею, теряю двигательную активность. Поначалу просто занимался гирями дома, а потом придумал свою спортивную систему. Идею подсказал мой знакомый Евгений Бакалов, рекордсмен-парашютист.

 Говорит, гири поднимают многие, а вот в экстремальных точках этого никто не делает. Вот я и отправился на Северный полюс, и пошло-поехало. Пустыня Гоби, кратер вулкана, Килиманджаро, Эверест…

Со временем появились успехи, признание, много единомышленников, была создана федерация гиревого триатлона, издаются книги, сняты документальные фильмы. Но меня до сих пор огорчает то, что вся наша деятельность по продвижению гиревого спорта, ЗОЖ в основном держится лишь на меценатах вроде меня.

– Какие места планеты и люди, проживающие там, вас поразили больше всего?


«…Вождь снял одно из своих ожерелий и надел мне на шею, мол, ты должен быть вождем»


– Племя людоедов с островного государства Фиджи в Океании. У них необычные отношения, они до сих пор дети природы в полном смысле этого слова. Туристов они удивляли тем, что голыми ногами танцевали на раскаленных камнях. А я им показал, как надо поднимать гири. В конце концов, вождь снял одно из своих ожерелий и надел мне на шею, мол, ты должен быть вождем. Было приятно, хотя и страшно.

Много впечатлений с острова Танна в Тихом океане, где я поднимал гири в кратере постоянно извергающегося вулкана Ясур. Стоишь на краю бездонной пропасти, из которой раздается какой-то звериный рык, и жутко становится. К тому же постоянно летят вулканические брызги из раскаленной лавы, оператор был вынужден от них уворачиваться. В итоге я в кадр не попал – пришлось устанавливать рекорд снова.

– Как вы настраиваете себя перед серьезными выступлениями?

– Как человек верующий я обязательно посещаю церковь, молюсь перед соревнованиями. Очень важен внутренний настрой, когда входишь в своеобразный транс и не чувствуешь ни времени, ни усталости. Благодаря этому я уже не раз поднимал гири 12 часов подряд.

– Что вас радует в жизни?

– Я многого достиг, получаю большое удовлетворение от успехов в спорте, научной деятельности, рад за своих учеников и единомышленников. Горжусь детьми, которые выросли грамотными и порядочными людьми.

– Без чего вы не можете обойтись?

– Без родных и друзей, общения. К слову, запоминаются не награды и какие-то достижения, а встречи с интересными людьми.

– Есть ли у вас кумиры, люди, на которых вы равняетесь?

– Очень уважаю выдающегося спортсмена Александра Медведя, с которым давно дружу. Надо равняться на таких талантливых, но очень скромных людей.

Фото "ВВ"