Автор: . Дата создания:

Ветеран профсоюзного движения Мария Губская 14 августа отметит вековой юбилей. В связи со столетием ей вручат новый паспорт.

Конечно, годы сказываются на самочувствии, и Мария Игнатьевна, хотя не растеряла присутствия духа, считает себя уже непубличной персоной. Вдобавок убеждена, что ее «судьба-дорога» самая заурядная, каких тысячи – дескать, жила и работала по совести, старалась помогать людям. О юбилярше корреспонденту vitvesti.by любезно рассказала ее дочь и надежная опора в быту Людмила Мечиславовна, в прошлом учительница и глава профорганизации витебской СШ №22.

 – Мама из тех людей, о которых говорят: сделал себя сам.

Это достойно уважения и подражания. Для меня и всей нашей семьи она до сих пор является примером человека активной жизненной позиции и образцом стойкости. Сохранила боевой характер и чувство юмора, хотя уже не такая энергичная, как прежде, – говорит Людмила Мечиславовна.

Мария Губская родом из деревни Ухватовка Жлобинского района Гомельской области. Девочке не было и года, когда умерла мать. Отец женился вторично, детей прибавилось. Мачеха не обижала падчерицу, но, когда семья потеряла кормильца, Марию забрала бабушка. Достигнув совершеннолетия, сирота освоила профессию мотористки на Бобруйской швейной фабрике. Затем работала на гродненском кожзаводе №5. Почти за год до начала Великой Отечественной девушка уже возглавляла штаб местной системы оборонных мероприятий по противовоздушной обороне. А с июня по ноябрь 1941-го была санинструктором истребительного батальона при ЦК КП(б)Б.

Большую часть войны Мария Губская провела в тылу – инструктором противовоздушной обороны и химзащиты населения общественными оборонными организациями, в Уйском райсовете Осоавиахима на Челябинщине. Там трудились на Победу, пахали, таская на себе плуги, живя впроголодь. 

В родную Беларусь Мария вернулась сразу после освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков.

Настойчивый характер вывел молодую коммунистку в первые ряды тех, кто восстанавливал народное хозяйство.

Работала в партийных и советских органах, затем – в профсоюзах. И упорно училась: после двухгодичной Республиканской партшколы окончила Высшую в Москве.

К ее взвешенным деловым предложениям прислушивалось руководство. Однажды при встрече с тогдашним главой Беларуси Петром Машеровым Мария Губская высказала мнение, что укрупнять сельхозструктуры целесообразнее не по географическому, а по социальному принципу, чтобы не пострадали жизненные интересы семей работников. Петр Миронович поддержал ее.

Был в ее биографии случай, о котором вспоминает с неизменным юмором. Однажды на ферме секретарь колхозной парт-организации Мария Губская услышала сказанное в ее сторону молодой дояркой: дескать, с сумочкой каждый ходить может. В ответ крестьянская дочка Мария Игнатьевна спокойно продемонстрировала, что и коров запросто подоит.

Хрупкой, невысокого роста женщиной пройден путь от фабричной мотористки до секретаря Верхнедвинского райкома КПБ, секретаря обкома профсоюза работников госучреждений. Кстати, на эти должности избирали открытым голосованием.

Деятельность Марии Игнатьевны отмечена почетными грамотами Президиума Верховного Совета БССР, Президиума Белорусского республиканского Совета профсоюзов, Президиума ЦК профсоюза работников госучреждений, юбилейными медалями. Вместе с ними в семейном архиве хранятся благодарственное письмо ЖРЭТа Октябрьского района Витебска – за вклад в благоустройство дворовой территории, памятный адрес от ЖЭУ-7 с благодарностью за работу с населением. Потому что и после 55 лет, когда Марию Игнатьевну проводили на пенсию, отдыхать она не собиралась. Организовывала субботники, председательствовала в товарищеском суде.

Ей всегда хватало сил и времени поработать на даче, уделить внимание семье дочери. Прекрасные отношения сложились с зятем – художником Владимиром Ковалевским, внуками. И сегодня 100-летняя бабушка – главный человек для родных и близких людей. О ней с уважением отзываются бывшие коллеги, тепло относится обком проф-союза. По словам Людмилы Мечиславовны, они семье как родня.

И всю жизнь Мария Игнатьевна, дочь выпускника духовной семинарии, верит в Бога, даже когда это было не принято. И продолжает молиться, прося за своих родных.

Фото из личного архива Марии Губской.