Автор: . Дата создания:

 О требованиях к современным специалистам с высшим образованием,  научном потенциале и мультикультурном образовательном пространстве регионального вуза, а также о законе и справедливости корреспондент «Витебских вестей» побеседовала с ректором Витебского государственного университета им. П. Машерова, доцентом, кандидатом юридических наук Алексеем Егоровым.

Справка «ВВ»:

Алексей Владимирович Егоров – автор более 80 научных работ по проблемам зарубежного права и сравнительного правоведения, является членом-корреспондентом Международной академии сравнительного права, членом квалификационной коллегии судей Витебского областного суда, председателем Витебского областного отделения Белорусского республиканского союза юристов, лауреатом высшей юридической премии «Фемида».

Всегда быть на полшага впереди

– Алексей Владимирович, предлагаю начать наш разговор с блиц-опроса. На сегодняшний момент кем вы себя больше ощущаете – руководителем, юристом, ученым, педагогом?

– Сейчас я больше руководитель, хотя в душе все равно остаюсь юристом.

– Каким руководителем себя считаете?

–  Достаточно демократичным, опирающимся не на чувство страха сотрудников, а на их совесть. Есть такая китайская мудрость для руководителя – не мешай. существуют вещи, которые должны происходить по логике, как нечто само собой разумеющееся, а если постоянно везде влезать, то можешь навредить.

– Какие, по вашему мнению, самые главные качества для юриста?

– Честность, справедливость, следование закону.

– Если бы не стали юристом, то кем бы вы были?

– Учителем, скорее всего, в области гуманитарных наук.

– Какое ваше самое важное достижение?

– Оно, как сказано в произведении М. Булгакова «Собачье сердце», еще впереди (улыбается). Это докторская диссертация, над которой я сейчас работаю для того, чтобы создать в Беларуси новое направление в юриспруденции – сравнительное правоведение. Анализирую правовые системы мира для того, чтобы все лучшее, что есть в других странах перенять и адаптировать для нашей правовой практики.

– Есть ли у вас увлечение, как проводите свободное время?

– Учу языки – английский и немецкий.

– Самые яркие воспоминания из студенческой жизни и преподавательской практики?

– Из студенчества – общение и формирование себя как специалиста. Считаю, что можно обладать огромной суммой знаний, но остаться абсолютно пустым профессионалом. В качестве преподавателя – волнение перед первыми лекциями, практическими занятиями.

Что больше всего цените в людях?

– Порядочность, совестливость. Честность как категорию больше отношу к законности. Абсолютно не приемлю хамства в любой его форме: на дорогах, в профессии, общении или быту, к примеру, выброшенный в неположенном месте бычок, сквернословие.

– Наиболее ценный совет, который вам давали?

– Всегда идти вперед. Если остановишься, то тебя затопчут: твоя совесть, окружающие, мнение других и так далее. Надо всегда быть на полшага впереди коллектива, семьи, тогда все пойдет нормально. Как  ни странно, но дали этот совет друзья, хотя у меня было достаточно хороших учителей, мне везло с руководителями. С опытом понимаешь, что никто просто так не придет и не скажет: «Вот тебе совет. Делай так!». Решение всегда формируешь сам, исходя из поступков и  поведения других.

– Продолжите фразу «мое утро всегда начинается с…»

– С побудки детей. Вначале должен всех привести в чувства. Когда есть порядок в семье, тогда начинаешь заниматься собой, пить кофе или чай, думать о работе.

«Развиваться как классический университет»

–  На этом блиц, думаю, можно завершить.  В марте исполняется три года, как вы руководите Витебским государственным университетом. Что за это время удалось сделать, какие сегодня перспективы?

–  Самое главное, что в довольно сложное время  мы ничего не потеряли из того, что приобрели за 106 лет нашей истории. Если говорить о достижениях, то они больше организационного плана: сохранен коллектив, сотрудники получают ученые степени и звания, повышают квалификацию, на должном уровне поддерживаем материальную базу. В вузе открыты  и новые специальности: «Программное обеспечение информационных технологий», «Международное право» со специализацией «Международное частное право», «Музыкальное искусство, ритмика и хореография», «География», «Русский язык и литература. Иностранный язык». В планах – магистратура по арт-менеджменту, социальным коммуникациям.  Уверен, что вуз должен развиваться как классический университет, но пока нас продолжают называть по старинке – пединститут.

–  Требования к современным выпускникам-специалистам, которых готовит университет, изменились.

–  Да, сейчас речь идет о специалисте, который, как говорят англичане, умеет кооперироваться в среду.  То есть не просто обладает суммой знаний, а имеет навык поиска информации и ее адаптации к различным условиям. В таком случае человек станет специалистом в любой области и профессии. Мы, в первую очередь, формируем и ориентируем на поиск знаний. Для молодого специалиста также немаловажна коммуникабельность, от нее может зависеть 90% успеха. Органично вписавшись в коллектив, легче состояться как профессионалу, набраться необходимых знаний и опыта. Сегодня все быстро меняется: одно слово законодателя – и целые библиотеки превращаются в макулатуру. Что толку от того, знаешь или нет множество законов? Ты должен знать и понимать систему, структуру, источники. Такие же подходы и методики должны быть и при подготовке биологов, химиков, педагогов и даже музыкантов. Кроме того, важно организовать практикоориентированное обучение.

– В университете более 8 лет действуют учебно-научно-практические комплексы. Оправдывают ли они свое существование?

– Часто мы вначале создаем структуру, а потом думаем, чем ее насытить, хотя она должна произрастать из природы явлений. Комплексов создали много, но работают эффективно немногие, в основном там, где есть потребность, реальный  спрос на профессию и подготовку к ней. Будем сокращать их количество, но улучшать качество. Наиболее успешно сотрудничество налажено с предприятиями и организациями региона по направлениям математического моделирования прикладных задач и их реализации; моделированию элементов микроэлектроники; разработке и внедрению инновационных технологий охраны и рационального использования природных и человеческих ресурсов Белорусского Поозерья; теоретическим и прикладным проблемам социально-правового контроля и предупреждения преступности; оптимизации творческой деятельности преподавателей и студентов.

– 2017-й объявлен в стране Годом науки. Расскажите об исследовательской деятельности в вузе.

–  Университет обладает высоким научно-техническим потенциалом, имеет современную научно-исследовательскую базу, новейшее экспериментальное оборудование. Все это позволяет качественно осуществлять комплексные исследования, обеспечить практическое освоение результатов и успешную подготовку научных работников высшей квалификации. В аспирантуре ВГУ обучение организовано по 19 специальностям, в прошлом году открыли новые –«Теория языка» и «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».

– Молодежи интересно это направление?

– Сейчас есть общая тенденция – молодые люди неохотно идут в науку, однако интерес к ней не пропал и не пропадет никогда. Это свойство человеческого сознания. Пытливость ума заложена  у человека на подсознательном уровне. Как только мы немного поднимем планку материального обеспечения и в стимулировании к результатам труда, они все вернутся.  

– Как в ВГУ развивается международное сотрудничество?

– Основной наш вектор – Китай, налаживаем контакты с Европой, в частности, Польшей и Прибалтикой. Стараемся создавать с нашими партнерами структуры, запускаем программы, которые не ограничиваются единичными проектами, а подразумевают интеграцию в сообщество. Только в таком случае можно говорить о качественном международном сотрудничестве. В этой сфере академического взаимодействия мы тесно сотрудничаем с российскими вузами:  Новгородским, Смоленскими (государственным и гуманитарным), Псковским, Владимирским, Курским и Московским государственным юридическим университетами. Контакты налажены с Хух-Хотоским профессиональным институтом и Университетом Зеленой Гуры. В программах академической мобильности, в том числе таких, как «Темпус», «Эразмуз Мундус» и «Эразмуз+», только за прошлый год приняли участие 60 преподавателей и 97 обучающихся. Кроме того создаем среду, стараемся соответствовать международным критериям в образовательных услугах: например, учить на английском языке и при помощи современных методик. Изменились контекстные представления – вуз стал полиобразовательным и мультикультурным центром.

–  В чем помимо учебы и науки студенты имеют возможность проявить себя?

–  В учреждении высшего образования две составляющих: учебный процесс и, как мы говорим, воспитательная работа. Учебный процесс – это святое. Зачем тогда идти в университет, если не идешь сюда за освоением методики получения знаний? Для того чтобы человек мог адаптироваться в любой социальной среде, мы предлагаем целый комплекс воспитательных мероприятий, большинство из которых инициируют сами студенты.

Реализовать они могут свои творческие способности (в ВГУ работает более 30 клубов, кружков, секций). Популярным среди преподавателей и студентов стал проект интернет-телевидения университета «ТВУ».  Молодые люди активно участвуют в волонтерском, студотрядовском движениях, выставках, конкурсах, фестивалях, также занимаются спортом, задействованы в студенческом самоуправлении. К слову, четвертая часть совета университета – это студенческое представительство.

– Ваше пожелание нынешним и будущим студентам Витебского госуниверситета?

– Учиться, учиться и учиться. От себя добавлю, что учиться надо продолжать всю жизнь. Если у наших выпускников есть потребность постоянного обучения, значит, вуз выполнил свою задачу.

ВГУ в цифрах и фактах

* В 2016/17 учебном году в витебском университете высшее образование получает 7851 студент. Профессорско-преподавательский состав вуза – 486 человек, в их числе 22 доктора наук и 215 кандидатов наук.

*  В вузе учатся представители Азербайджана, Ганы, Казахстана, КНР, Ливии, Нигерии, России, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Шри-Ланки, Бангладеш, Индии, Республики Корея, Палестины, Турции, Йемена и Ирака.

* Обучение осуществляется по 43 специальностям первой ступени высшего образования, подготовка магистров – по 18 специальностям. 

* На английском языке преподают студентам специальности «Прикладная информатика», а также магистрантам по биологии географии и математике.

*  В вузе 12 научных школ, признанных в республике и за рубежом.
* Научная библиотека ВГУ – крупнейшая в городе и области. Универсальный фонд насчитывает более 618 тысяч печатных и электронных источников информации.

Фото Антона Степанищева.