Автор: . Дата создания:

Евгений Илларионович Бурунов (на фото) в должности председателя Октябрьского районного суда Витебска всего полгода, но Фемиде служит уже 13 лет. Карьера этого юриста стремительна: закончив юридический факультет Полоцкого госуниверситета, он начинал помощником районного прокурора, затем работал в областной прокуратуре, в 25 лет надел мантию судьи, а уже в 34 –  возглавил суд одного из районов северной столицы. Самый молодой председатель суда области поделился с корреспондентом «ВВ» премудростями своей профессии.

– Почему вы решили стать судьей?

– В семье у меня юристов нет. Отец – военный, мама – инженер-строитель. В школе я увлекался точными науками, даже олимпиады по физике и математике выигрывал. Родители думали, что буду поступать в военную академию. Но я выбрал профессию юриста, которую всегда сопровождает ореол романтики, служения людям, да и престижно это.  По-настоящему полюбил профессию, когда учился. Получил гражданско-правовую специализацию и начал работать помощником прокурора Первомайского района Витебска. 

– Каково это в 25 лет стать судьей, решать судьбы людей?

– Действительно, меня назначили на эту должность, когда мне только-только исполнилось 25, а именно с этого возраста согласно Кодексу РБ «О судоустройстве и статусе судей» можно надеть мантию. Также обязательны юридическое образование, трехлетний опыт работы в правоохранительных органах, безупречная биография, сдача соответствующих экзаменов, стажировка. Я прошел по этим критериям. Да и опыт уже был. Работая в областной прокуратуре, я не раз выступал гособвинителем по многим «расстрельным» делам, серьезным экономическим преступлениям. Но, конечно, выносить приговоры «именем Республики Беларусь» намного ответственнее. Но и судьи учатся, набираются опыта. 

– Помните ли вы свое самое первое судебное решение?

– Сейчас у меня их более тысячи. Первое – ДТП со смертельным исходом, тяжкими телесными повреждениями. Много потерпевших, свидетелей, экспертиз. Помню, ночами не спал, анализировал показания, консультировался с коллегами. Но разобрался, виновного осудили.

– Что, на ваш взгляд, самое сложное в профессии судьи?

– Огромная ответственность. За судьбы людей. Ведь важно не только знание законов, но  и умение подойти к каждому делу индивидуально, изучить его всесторонне. Главное – не упустить что-нибудь важное, не ошибиться в применении закона. Судья должен быть отменным психологом – уметь общаться с людьми, не ставить себя выше других. Порой трудно и по моральным соображениям. Я всегда специализировался на уголовных делах, а это тяжкие и особо тяжкие преступления. Не раз осуждал педофилов, насильников, убийц. В судебном процессе общаться с такими людьми неприятно, но надо держать себя в руках.

– Какими еще качествами должен обладать судья?

– Прежде всего, трудолюбием и огромным терпением. Если совсем не думать о себе, работаешь и по 12, и по 15 часов. Вообще, чтобы хорошо делать эту работу, необходимо отдавать ей всего себя. Свободного времени очень мало. Это самая главная наша проблема: судьи «выгорают» на работе. Единственный выход – научиться отвлекаться, отдыхать.

– Как вы думаете, что наиболее важно для судьи: четкое следование закону или интуиция, жизненный опыт?

– Это взаимосвязано. Можно прекрасно знать законы, но совершенно не разбираться в людях. Надо быть особенно внимательным в отношении людей, преступивших закон впервые. Ведь судебное решение может серьезно изменить всю их дальнейшую жизнь.

– Что вы скажете о судебных ошибках?

– Без этого, к сожалению, не обходится. Судьи тоже люди, и вместо нас компьютер не поставишь. Лично я во всех своих приговорах уверен стопроцентно. Если сомневаешься – оправдывай. Есть такие понятия, как отсутствие или недостаточность доказательств. Помню,  вынес оправдательный приговор в отношении мужчины, который обвинялся в убийстве матери. Поначалу он даже сознался, мол, был пьян, ничего не помню. Следователи за это и ухватились, но впоследствии выяснилось, что его показания не соответствовали реальным фактам, было много нестыковок. Обвиняемого освободили из зала суда с формулировкой «за недоказанностью преступления».       

– Некоторые считают профессию судьи скучной, бумажной. Так ли это?
– Конечно, нет. Очень интересная работа. Через тебя проходят сотни дел, человеческих судеб. Как книгу читаешь – совсем не скучно. Но надо любить свое дело.

– Нередко люди бросают в адрес судей нелестные слова…

– Иной человек может позволить себе погорячиться, а судья нет. Профессия обязывает держать себя в руках, общаться корректно, не поддаваться на провокации. Большинство людей прекрасно понимают, что закон есть закон, и судья не принимает некое «свое» решение. Хотя недовольные есть всегда.

– Легко ли быть председателем районного суда?

– Под моим руководством 12 судей. Каждый – неординарная личность, профессионал. Я против диктата и давления. Уверен, что с любым человеком можно достичь компромисса. У председателя большая, чем у коллег, психологическая нагрузка, все дела так или иначе проходят через него. Столько негатива! Иногда даже задумываешься: куда же катится этот мир?  

– Как вам удается отвлекаться от всего этого?

– Люблю активный образ жизни. Сейчас нет времени, но еще полгода назад почти каждые выходные играли с друзьями в военно-спортивную игру с лазерным оружием – лазертаг. Люблю бег, если есть возможность, совершаю пешие прогулки. У судьи ведь в основном сидячая работа, а физические нагрузки необходимы.

– Спасибо за интервью.

 

Фото автора.