Автор: . Дата создания:

Одна из самых ярких и любимых публикой солисток областной филармонии Оксана Новикова отмечает 15-летие творческой деятельности.

Оксана обладает красивым голосом – лирическим сопрано мягкого серебристого тембра. Таким часто наделял героинь своих опер Петр Чайковский. Он подходит для оперных партий, где необходимо показать тепло, ласку и нежность. Вокалистка с удовольствием берет в репертуар арии из известных опер, но не менее интересны ей и  оперетта, романсы, народные и песни современных композиторов. За годы работы в филармонии Оксана Новикова подготовила большое количество сольных программ, выступала с симфоническим оркестром, октетом балалаек, в сопровождении органа.

Ее творчество отмечено премией в номинации “Лучший артист года”, благодарностью министра культуры Республики Беларусь за многолетнюю плодотворную работу и значительный вклад в дело возрождения и сохранения культуры. Мы встретились с Оксаной Новиковой накануне ее юбилейного концерта, который она посвятила Ее Величеству Оперетте.

– Оксана, многие девочки,  мечтая стать певицами, думают об эстраде, но не об опере, оперетте или филармонии. Что определило ваш выбор стать академической вокалисткой?

– Не могу сказать, что я с детства хотела стать певицей. На выбор профессии повлияла старшая сестра. Когда заканчивала 9-й класс, мама спросила, буду ли идти в 11-й или приобретать профессию.  Я ответила, что как Света, пойду в Витебское музыкальное училище. Сестра на то время получила образование и работала в Большом театре оперы и балета Беларуси. Я поступила на хоровое отделение.

– Тоже хотели петь в театре?

– О театре думала, когда училась в Минске в консерватории. До этого занималась 2 года на подготовительном, так как в Витебске не было вокального отделения. Так что мое обучение профессии растянулось на 7 лет. Нас готовили к музыкальному театру, мы проходили занятия по сценическому движению, мастерству актера. Но судьба сложилась иначе. На пятом курсе у меня родился ребенок, и после окончания консерватории я взяла направление в родной Витебск. Приехала ранее на прослушивание в филармонию, и на меня пришел вызов. С тех пор вот уже 15 лет я в этих стенах.

– То, что две сестры стали вокалистками, видимо, неслучайно? Ваши родители были людьми музыкальными?

– Мама с Дальнего Востока, там принято петь. У бабушки было 5 сестер, они собирались по вечерам и пели, причем на пять голосов. Подстраивались, договаривались, кто какой голос будет тянуть. Не знали музыкальной грамоты, но пели замечательно, когда я приезжала – заслушивалась. Мама – медик по профессии, но всю жизнь участвовала в художественной самодеятельности, отец – инженер, а в молодости играл в духовом оркестре. Так что музыкальность мне передалась, можно сказать, по наследству.

– А вокальному искусству можно научить или к этому нужен дар?

– Конечно, изначально у человека должны быть слух и чувство ритма, а остальному можно научить. Развивать голос нужно с детства, меня мама отвела в музыкальную школу в 6 лет. Не бывает такого, что человек жил-жил и вдруг запел. И хоровую школу нужно пройти, чтобы было чувство гармонизации разных голосов.

– Если говорить об оперных партиях, то какие вам по душе?

– У меня лирическое сопрано, но, говоря профессиональным языком, по тембру не легкое, а плотное, как мне говорили педагоги – центральное. Для голоса подходят партии Аиды из одноименной оперы Верди,  Ярославны из «Князя Игоря» Бородина, Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, Чародейки из его же оперы. В свои концертные программы я включаю арии из этих произведений.

– В некотором смысле у вокалистки филармонии больший выбор, чем у оперной певицы, ведь не всем работающим в театре представляется возможность спеть столько главных партий. Некоторые всю жизнь могут простоять в хоре…

– В этом плане мне повезло. Конечно, на филармонической сцене можно реализовать себя в полной мере и с разных сторон. Допустим, я захотела и спела арию Аиды или Кармен. Но при этом нужно учитывать вкусы зрителей. Только большие любители классической музыки могут воспринимать программу из одних оперных  арий. Спектакль – другое дело, там есть действие, сценография, дуэты, хор, есть зрелищность, которую трудно передать одному вокалисту. Поэтому я разбавляю концерты номерами из популярных оперетт, романсами, песнями. Мы ставим детские спектакли, где мне приходится играть Лису или Корову. Такие роли дают возможность показать многогранность не только  голоса, но и сознания.

– Помните свой дебют на сцене филармонии?

– Да, это было в первый год работы, весной. Программу сольного концерта составляла сама, включила в нее известные романсы Чайковского и Рахманинова, а также классические народные  песни. Потом было много других, в которые входили, например, испанские песни, арии. Отдельное выступление посвятила городскому романсу. Были и тематические программы на стихи Есенина, Пушкина, приуроченные к  памятным датам, в которых я принимала участие с другими солистами филармонии.

– Наверное, каждый вокалист знает, кто его слушатель?

– У меня есть один постоянный слушатель, который в течение 15 лет не пропускает мои концерты. Всегда приходит с женой, старается сидеть на одном и том же месте, дарит цветы. Мои зрители – люди старшего поколения, вышедшие из советского периода, когда широко пропагандировалась серьезная музыка. Она звучала по радио, телевидению. Поверьте, если бы сейчас классику крутили на радиоволнах и каналах, ее поклонников и среди молодежи было  бы немало. Когда мы бываем в школах, несколько человек интересуются, как попасть на концерт в филармонию. Конечно, это единицы из сотен, но они есть. Был случай, когда ко мне в филармонии подошел парень и рассказал, что после нашего выступления в школе он заинтересовался классикой и пошел учиться музыке, потом поступил в училище. К сожалению, количество часов преподавания  музыки в общеобразовательных учебных заведениях очень маленькое.

– Коллектив филармонии, и вы в том числе, немало делает для пропаганды музыки среди детей. Причем используются новые формы, например, мюзиклы. Вам это интересно?

– Очень. Моя первая программа с Леонидом Кожарским – «Мульти-пульти – чудесная страна». В нее входили известные произведения, которые дети пели вместе с нами. Мы переодевались в Черепаху, Кузнечика, Крокодила Гену, Чебурашку. Потом был музыкальный спектакль «По щучьему веленью». Я случайно в книжном магазине увидела на эту сказку сборник с нотами, текстами, принесла в филармонию, показала коллегам, все загорелись поставить.  Затем в репертуаре появилось еще несколько спектаклей: «Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка» и другие. Их мы показывали не только на основной сцене, но и в агрогородках, школах, детских садах. Детки очень хорошо нас принимают. Ставили мы и оперу «Квартет» по басням Крылова. В постановках участвуют и наш прославленный ансамбль «Талака», и октет балалаек «Витебские виртуозы». Стараемся использовать современные формы.

– Можно ли сказать, что в Витебске есть филармонический зритель?

– Да. В нашем городе много поклонников и вокального искусства и симфонического оркестра, и ансамбля «Талака», на некоторые концерты билеты раскупаются, как только поступают в кассу. Это радует. Одно время, когда филармония была на ремонте, и мы выступали в маленьких помещениях, потеряли зрителей. Потом, когда вернулись в родные стены, залы были заполнены частично. Администраторы говорили: «Ваши 70 человек пришли». Сегодня почти на все программы у нас аншлаги.

– Часто вас можно видеть на сцене во время областных, городских мероприятий. Вы откликаетесь на просьбы спеть в стенах музея, драмтеатра.

– Таким образом, прежде всего, пропагандирую академическую музыку, классическое искусство и родную филармонию.

– Интересно, ваша профессия подразумевает какие-то ограничения в  образе жизни, в частности,  в еде?

– Да, например, нельзя есть то, от чего может першить в горле, это в первую очередь семечки, шоколад, орехи. Нельзя простужаться, а значит, следует беречь не только горло, но и ноги. Я не буду развлекаться до позднего вечера, если завтра концерт. Но эти ограничения стали стилем жизни.

– Сегодня существует много музыкальных проектов, конкурсов, никогда не хотели попробовать в них свои силы?

– Я не боец. И то, что нашла себя в Витебске, считаю победой и удачей.

– Поделитесь своими творческими задумками.

– Это поиски музыки, нот, тем. Режиссер предложила следующую программу сделать в форме театра-кабаре. Думаю над этим.

Фото  Антона СТЕПАНИЩЕВА.