Автор: . Дата создания:

Свинка — крестьянская копилка. Этим сравнением крепкие хозяева характеризуют домашнее животное, без которого невозможно представить полноценное сельское подворье, а белорусскую кухню — без сала, мяса, окороков, колбас и других подобных вкусностей. 24-летняя свиноводческая практика Андрея Боборнёва из деревни Михалиново Лиозненского района тоже свидетельствует о рентабельности этого занятия и его непреходящем значении для крестьянской семьи.

Начало 

Лучшие учителя по жизни, как известно, родители. Фундамент своего семейного благосостояния Андрей Викторович с женой Инной Сергеевной закладывали с подаренной мамой коровы и тещиной свиноматки. Овец вначале было много на подворье, ведь «овечка – тоже друг человечка»: мясо, овчина, шерсть, но поскольку для всего этого добра со временем пришлось искать рынки сбыта, то держать отару перестали.

На выращивании поросят Андрей Викторович сосредоточился, когда время стояло непростое, зарплаты в сельском хозяйстве были не ахти какие, а надо было растить, учить двух дочерей. Свиноводство оказалось ощутимым подспорьем для семьи. Забегая вперед, скажем, что в итоге дочери успешно определились в самостоятельной жизни. Старшая окончила Витебскую ветакадемию, живет с семьей в Орше, ныне в декретном отпуске, младшая работает в Витебске фельдшером скорой помощи, тоже замужем. А дом, который супругам Боборнёвым когда-то выделило сельхозпредприятие, они приватизировали, расширили, привели в порядок – любо глянуть.

Стимулом к серьезному занятию свиноводством послужило и то, что 17 лет из 26, отданных местному сельхозпредприятию, у Андрея Викторовича были связаны с животноводством – работал техником-осеменатором.

На областных соревнованиях среди коллег занимал лидерские места. Теоретический и практический багаж старался пополнить, при любой возможности помогая колхозным ветврачам. Так и стал авторитетом для свиноводов-любителей района, не говоря уже о том, что приобретенные знания и навыки оказались очень кстати на собственном подворье.

Все свое, сказал хозяин 

Сегодня на продажу и для собственных нужд Андрей Боборнёв выращивает поросят трех пород: ливенской с сережками на шее, крупной белой и ландрас. Компанию 12 свиноматкам составляет хряк-производитель – чистопородный ландрас «с соответствующими документами». Применяется и осеменение искусственным способом. Приплод – дважды в год.

Хозяин считает, что в личном подсобном хозяйстве желательно быть независимым, то есть иметь все свое. Когда свиноводство на подворье Боборнёвых стало набирать обороты, сельсовет выделил Андрею Викторовичу три гектара земли. В 2011 году был взят кредит на покупку трактора «Беларус-82».

Долг возвращен. Есть необходимая техника для картофелеводства – комбайн с четырехрядной сажалкой, копалка, окучник, для выращивания овощей – восьмиметровый парник, а для птицеводства – инкубатор. На второй кредит приобретены косилка, грабли и пресс. Нередко председатель сельсовета предлагает михалиновскому свиноводу скосить траву на бесхоз­ных участках – и в деревне порядок, и корм не пропадает зря.

Нет пока в подсобном хозяйстве зерноуборочного комбайна, и Андрей Викторович при необходимости обращается в сельхозпредприятие «Данукалова-Агро». Понадобится погрузчик – там тоже не отказывают.

 – Я в долгу не остаюсь. Даю отпуска технику-осеменатору, в прошлом году месяц отработал и ветврачом, телят лечил. Если отел – обязательно помогаю, – говорит он.

Меню для хрюшек и других обитателей 

Народная мудрость советует: корми свинью рожью. Если покупать корма, от дохода ничего не останется. Самому вырастить весомый урожай зерновых в зоне рискованного земледелия, коей считается Витебщина, получается не всегда, и растущие цены на них время от времени, как говорится, свинью подкладывают.

 – Мое «импортозамещение» по итогам прошлого года – это почти 60% от необходимого хрюшкам объема зерна, около 40 т картошки сортов «скарб», «адрета» и «свитанок», 10 т тыквы плюс молоко от собственных четырех коров, 70% которого потребляют поросята (остальное сдаем или покупают односельчане), – констатирует свиновод.

Съест, что попало, а отдает сало – своим хрюшкам Андрей Викторович предлагает сыроедение. С удовольствием уминают они мучной кулеш, картошку, тыкву, траву, даже сено. Только маленьким полагается приварок. Бывает, новорожденного поросенка приходится выпаивать, как ребенка, из рук. Каждый день Андрей Викторович переносит в общей сложности сто ведер кормов, молока и воды.

 – С ними очень интересно: у свиноматок – разные характеры, а поросятки такие ласковые, – рассказывает он о подопечных.

Заказы на них поступают заранее, иногда за спросом не поспеть. Покупатели – постоянные, и не только односельчане, даже из соседних областей приезжают. Обычно берут молодняк на доращивание после 48 – 50 дней от роду, весом 14 – 16 кг. Нареканий не было.

Кроме свиней и коров, ежедневно надо накормить 46 кур и семерых петухов, 10 гусей, пять индюшек и двух индюков, четырех уток. Часть мяса птицы и яиц забирают Боборнёвы-младшие, излишки идут на продажу.

Размышления о перспективе 

Даже небольшое личное хозяйство невозможно без учета и контроля. У Андрея Боборнёва оно рентабельное, но половину дохода надо вкладывать в производство, корма, оплачивать топливо, запчасти, зерно, стройматериалы и другие потребности.

 – Похоже, сегодня выгоднее заниматься молоком. Но подступаться к содержанию крупного рогатого скота надо постепенно, начиная с 5 – 6 коров. Свиноводство окончательно не оставлю, чтобы посмотреть, как новое дело пойдет. Раньше и в колхозе так было. При председателе Иване Михайловиче Баранкове выращивали картошку и лен, продавали молоко, шили рукавицы, даже производство асфальта было налажено. Хозяйство должно развиваться по нескольким направлениям – для подстраховки, чтобы в сложной ситуации быстро переориентироваться, сделать ставку на что-то другое, – уверен Андрей Викторович. – Для фермерства же надо созреть, как следует подготовиться. Это ведь не с бухты-барахты делается. Закупить скот, технику, погрязнуть в долгах – и что потом выйдет?

Дело трудоголиков 

Встает Андрей Викторович спозаранку, в полседьмого уже в свинарнике. Домой забегает лишь пообедать. По вечерам к хлопотам присоединяется супруга, заведующая детсадом. На выходных помогают дети, а зятья – один городской, второй деревенский – работы не боятся, но все равно утром и в конце рабочего дня надо сделать обход хозяйства. Даже в праздник хозяин обязан ухаживать за своим скотом – выбора нет. Не забывает следить за профессиональными новинками в книгах и в интернете. За свою трудовую жизнь в отпуске Андрей Викторович был раза три, ведь у техника-осеменатора большая ответственность, каждый день надо на ферму, иначе не получить ни молока, ни телят, и на подворье всегда полно работы. Владелец личного подсобного хозяйства – это и ветврач, и агроном, и механизатор в одном лице.

 – Каждый вечер даю себе отчет: что сделано за день? Не представляю, как можно сидеть сложа руки. Когда ездим в гости к теще в Бабиновичи, то там ничего делать не надо, и я чувствую себя не в своей тарелке, – объясняет он.

А теща в зяте души не чает, потому что сама труженица, каких поискать, все время в движении – у нее тоже хозяйство, огород.

 – Сам себе удивляюсь. Раньше рыбалку любил, сейчас не успеваю, жалко время терять. Мой физкультурный центр – подворье.

Да, пусть редко, но возникает вопрос: и зачем это добровольное крепостное право надо? Сомнение проходит быстро, потому что не представляю, как можно и сумею ли я жить по-другому. Семье и стране помогаю обеспечивать продовольственную безопасность.

Смотрю, и маленький внучок Ильюша на тракторе со мной любит ездить. Видно, не зря стараюсь, – объясняет свою жизненную позицию Андрей Боборнёв.

У кого свиньи ведутся? Однозначно – у трудоголиков.

Фото Дмитрия Осипова.