Сандип родился недалеко от Гималаев, которые называют домом богов. Эти самые высокие горы на Земле полны тайн и загадок. Сюда отправляются за духовным просветлением, для самосовершенствования. Может, поэтому с раннего возраста мальчишка искал свое место в жизни и свой путь, который приблизил бы его к ощущению гармонии и счастья.
Думал, найдет себя в Америке. Отправился за океан, занялся гостиничным бизнесом. Все вроде шло хорошо, но чего-то не хватало. Любви? И Сандип ее встретил – красивую белорусскую девушку по имени Оля, которую тоже поманила американская мечта. Вместе решили сделать крутой поворот и начать новую жизнь в Индии. Сыграли свадьбу, задумались о том, чем станут заниматься.
Еще ребенком Сандип, в роду которого все были врачами, увлекся народной медициной. Рассказывает, что книги, раскрывающие ее секреты, были ему интереснее детских игр. Вернувшись в родные края, стал изучать индийскую культуру, астрологию, альтернативную медицину, тибетскую терапию, аюрведу, основанную на индуистской философской системе.
– Предполагал, что в этом мое предназначение – помогать людям с помощью приобретенных знаний. В Индии многие обращаются к нетрадиционной медицине. Чтобы избавиться от головной боли, необязательно пить таблетки. Определить заболевание можно по пульсу, цвету глаз, состоянию ногтей и другому. Мои родные обучались западным методикам, мне же ближе были народные, – рассказывает Сандип.
Возможно, в этой сфере он достиг бы успеха, но судьба предложила другой выбор. Молодая семья жила в небольшом городе на севере Индии. Сандип видел, что жене скучно. Она все чаще стала говорить о Беларуси и звать в свой родной Витебск.
Муж поддался на уговоры жены, и так одиннадцать лет назад чета Кумар поселилась в городе на Двине.
– Где бы я ни был, всегда стараюсь искать положительные стороны. В Индии есть то, чего нет в других странах. Это семейные ценности, особое понятие духовности и счастья. Есть очень бедные люди, но счастливые. Они далеко ходят за водой, готовят еду на дровах и радуются жизни. Мне иногда хотелось оказаться на их месте. Я рос в материально благополучной семье и не испытывал таких лишений. В Америке тоже есть свои плюсы: возможность заработать, продвинуться в профессии. Приехав в Беларусь, нацелился на позитив, – поясняет Сандип.
Сразу бросились в глаза спокойствие и тишина по сравнению с шумом и суетой на городских индийских улицах. Со временем стал находить и другие достоинства. Столкнулся и с первыми трудностями: незнанием языка, проблемой устроиться на работу. И, может, мелочь, но она во многом определила то, чем сегодня занимается Сандип, – невозможностью найти в магазинах настоящую куркуму и другие индийские специи, к которым привык выходец из страны Ганга.
– Пришлось в Москве заказывать. А меня спрашивают, не хочу ли сам открыть магазин. Подумал, поговорил с женой и решился. Выяснилось, что в Витебске есть люди, которые желали бы покупать приправы, чай, другие товары из Индии. Теперь в нашем магазине можно все это найти, – рассказывает Сандип.
Нельзя сказать, что поначалу жизнь вдали от родины принесла то счастье, которое он искал. Сандип Кумар признался: ему казалось, что не приживется в чужом городе. Хотел уехать, но родился сын, решил, пусть ребенок немного подрастет.
– Потом я все-таки уехал. В Индии встретился со своим учителем, с которым всегда советуюсь по жизненно важным вопросам. А он говорит: нужно возвращаться, в Витебске ждут дела, – вспоминает Сандип, который прислушался к словам своего наставника и нашел в Витебске не только свое дело, но и душевную гармонию.
Теперь город на Двине он называет родным и старается сделать что-то нужное и полезное для людей. Появилась идея открыть кафе индийской кухни. И пару месяцев назад в центре Витебска, недалеко от Летнего амфитеатра, появилась вывеска «Шафран».
– Шафран – самое уникальное растительное лекарственное средство и самая дорогая специя на земле. В средние века он ценился дороже золота. Пряность сочетает в себе массу полезных свойств. И мы ее используем в приготовлении блюд и напитков. Добавляем лепесток в чай, молоко от шафрана становится розовым, – рассказывает Сандип Кумар.
Стоимость килограмма шафрана около 20 тыс. белорусских рублей. Но у этой специи, поясняет Сандип, очень маленький расход – на год хватает одного грамма.
В кафе можно отведать традиционные индийские блюда из фасоли, нута, чечевицы, маша, масала – чай со специями, глинтвейн на основе безалкогольного вина из имбиря. Для кого экзотика, а для студентов из Восточной и Южной Азии, которые учатся в витебских вузах, – домашняя еда. Сандип рассказывает, что перед приготовлением пищи читают мантры, чтобы еда была во благо. В кафе заходят любители индийской кухни и случайные люди, которых привлекли необычные названия блюд. Кто-то потом возвращается, приводит друзей.
Кстати, у Сандипа четыре высших образования, пятое – повара – освоил самостоятельно. Начинал в США, а в Витебске продолжил. На кухне помогает ему Ксения Парфенова, по профессии дизайнер. Это она расписала стены кафе, приложила свою руку к созданию неповторимого интерьера.
– Сейчас я думаю об открытии культурного центра. Не все могут поехать в Индию, чтобы познакомиться с традициями этой древней страны, поэтому хочу сделать так, чтобы Индия приехала в Витебск. Будем приглашать артистов, музыкантов, рассказывать о жизни индийцев, особенностях менталитета, культуре и древней системе здоровья, – делится планами Сандип.
Он старается отмечать и свои праздники, и белорусские. Знает про наш древний осенний Богач, рассказывает об индийских фестивалях красок Холи и огней – Дивали. Нечто подобное организуют и в Витебске. Происходит взаимообогащение культур.
– Я хотел найти шамбалу. Для меня это не мифическая страна, а энергия места. И ее я близко почувствовал в Витебске. Это не только красивый старинный город, но и духовный. Счастлив, что судьба привела меня сюда, – делится Сандип.
Фото Дмитрия Осипова.