Автор: . Дата создания:

Тамара Григорьевна (имя  изменено – прим.) пришла в редакцию с необычной просьбой. «Хочу попасть к губернатору, поговорить с ним о своих проблемах, а меня не записывают», – едва сдерживая слезы, жалуется пенсионерка и протягивает целую кипу бумаг из разных учреждений, инстанций, в которые она обращалась в разное время.

Выяснилось, что почти год она пытается добиться справедливости в  решении проблемы, связанной с приватизированной племянником квартирой. Хотя документы, предоставленные Тамарой Григорьевной, свидетельствуют о том, что ее вопрос уже рассматривался и в органах местной власти, и в прокуратуре, и в Комитете государственного контроля. 

По закону точку в запутанном деле должен поставить суд, дата заседания на день визита женщины в редакцию уже была назначена, так что окончательного вердикта осталось ждать недолго. Но пенсионерка все равно хотела попасть к председателю облисполкома. На вопрос «Зачем?» ответила: «Просто рассказать, поговорить, ведь он душевный человек, порядочный, должен понять меня, выслушать».

Разъяснения, что есть установленный законодательством порядок работы должностных лиц с обращениями граждан, что каждому следует заниматься своим делом (официально это называется «компетенция»), Тамару Григорьевну не убедили, она по-прежнему хотела выговориться «на самом верху», хотя ни повода, ни оснований для этого нет. Редакция, естественно, ей ничем помочь не может, поэтому пенсионерка так и ушла недовольная нашей работой и «недоступностью» главы области.
После этого случая мы решили выяснить, как можно попасть на личный прием к председателю облисполкома, а также с какими проблемами и вопросами жители Витебщины приходят к представителям власти. Все это корреспондент «ВВ» узнала у начальника отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц облисполкома Илоны Шульги.

–  Предварительную запись на личный прием к руководству области ведет наш отдел, есть возможность это сделать по телефону, электронной почте,  письменно  или при личном визите. Первое, что учитывается, – относится ли обращение к компетенции облисполкома. К примеру, с просьбой о ремонте жилого дома на личную встречу с председателем вы, с большой долей вероятности, не попадете, ведь глава региона такими вопросами лично не занимается. Второе – изучается ход рассмотрения проблемы, интересующей заявителя, на других уровнях.

Выясняем, обращался ли он в органы местной власти, а также непосредственно в организации, ответственные за ту или иную сферу, как проводились разбирательства, как решалась проблема, что сделано и какие ответы были даны. В итоге в большинстве случаев необходимость попасть лично к председателю облисполкома отпадает.

Если прошли местный уровень, но результат не удовлетворил, предлагаем обратиться в структурное подразделение облисполкома, которое курирует данную отрасль. В случае, когда на этом этапе возникают нюансы, изучением проблемы будет заниматься один из заместителей председателя облисполкома, ответственный за эту сферу.
К главе области при установленном законодательством порядке можно идти только для того, чтобы обжаловать действия его подчиненных.  Но подобные прецеденты крайне редки, ведь, как показывает практика, граждан интересуют бытовые вопросы частного характера. Если проблема все-таки дошла до губернатора и обращение признано обоснованным – это значит, система дала сбой, и необходимо рассматривать кадровый вопрос, – рассказывает Илона Владимировна.

К тому же есть требование законодательства, что если в ходе личного приема ставится вопрос, который требует дополнительных изучения и проверки (например, человек желает обжаловать действия должностного лица), гражданину предлагается обратиться письменно.  Поэтому на личный прием к председателю облисполкома попадает незначительное количество граждан, и в первую очередь потому, что создана и эффективно функционирует система работы с населением на местах. 

 Но поговорить «по душам» с главой области все-таки можно. Председатель облисполкома проводит встречи в трудовых коллективах Витебщины, в ходе таких мероприятий у граждан появляется возможность задать  любой вопрос, озвучить свои проблемы. Кроме того, довольно удобной для населения стали еженедельные телефонные «прямые линии» по субботам.

Вероятнее всего, именно с этой практикой связана тенденция по снижению числа обращений в облисполком. Как сообщила Илона Владимировна, за первый квартал этого года их поступило на 26% меньше, чем за аналогичный период 2015-го.  Как правило, чаще всего население волнуют вопросы ЖКХ, жилищного законодательства (приватизация, учет нуждающихся, предоставление льготных кредитов на строительство и покупку и т.д.).

Много обращений поступает из областного центра, Орши, Полоцка, это вполне объяснимо, ведь в крупных городах проживает большинство населения Витебщины. Существенно снизилось количество обращений в вышестоящие органы, меньше стало анонимных и коллективных обращений.

Мы по-прежнему оказываем гражданам содействие в реализации их прав, даем разъяснения, перенаправляем для рассмотрения в другие государственные органы или на места. Работе с обращениями уделяется очень много внимания. Эта деятельность подпадает под различного рода проверки и мониторинги вышестоящих организаций, а также находится на контроле межведомственной группы, созданной Администрацией Президента, Комитета госконтроля в пределах его компетенции, органов прокуратуры, – заключает Илона Шульга.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.