Автор: . Дата создания:

Несколько лет назад в Беларуси был принят комплекс мер по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Какие изменения произошли и эффективно ли работают в данном направлении правоохранители области, «Витебским вестям» рассказал следователь по особо важным делам управления процессуального контроля УСК по Витебской области подполковник юстиции Алексей Нестеренко.

— Как работает на практике Закон «О борьбе с коррупцией», принятый в июле 2015 года?

— Документ закрепил безусловные основания отказа в приеме на работу на руководящие должности лиц, совершивших преступления, чтобы не создавать условий для коррупционных и иных противоправных деяний. Также в нем изложены основания отказа в назначении руководителями граждан, ранее уволенных по дискредитирующим обстоятельствам. Еще один важный аспект — ограничение права на пенсионное обеспечение.

Так, оступившимся госслужащим назначается пенсия только по возрасту, военнослужащим и сотрудникам военизированных организаций — за выслугу лет по воинскому или специальному званию «рядовой».

Расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию людьми, занимающими ответственное положение или назначенными путем избрания. Им, их супругам и совместно проживающим близким родственникам нужно вносить сведения о находящихся в пользовании более полугода объектах недвижимости, транспортных средствах, дорогостоящих произведениях искусства, драгоценных металлах, ювелирных изделиях, в том числе переданных на безвозмездной основе.

Впервые введены нормы, позволяющие изъять стоимость имущества и расходов, явно превышающих доходы. Как показывает международная практика, именно борьба с незаконным обогащением — это важнейшее условие для противодействия коррупции.

Какие из коррупционных преступлений наиболее распространены сегодня?

— Традиционно большинство совершаемых преступлений данной категории на Витебщине — это хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (103 факта за 10 месяцев текущего года), злоупотребление властью из корыстной или иной личной заинтересованности (103) и получение взятки (84).

В суд в 2017 году направлено более 80 дел, сумма причиненного ущерба по которым составила 527 тыс. руб., наложен арест на имущество стоимостью свыше 4,6 млн руб. В среднем количество коррупционных преступлений из года в год не меняется. Небольшой рост или снижение может зависеть от многоэпизодности некоторых уголовно наказуемых деяний.

Приведите несколько примеров недавних крупных дел.

—Руководитель ЖКХ Полоцкого района и первый заместитель генерального директора ОАО «Молоко» не единожды получали взятки. Первый заместитель председателя Миорского райисполкома для личных целей неправомерно использовал служебный транспорт, материалы и труд работников сельскохозяйственных организаций района.

Заведующий кафедрой ВГМУ получал незаконные денежные вознаграждения за сдачу зачетов и экзаменов у студентов-иностранцев. Главный бухгалтер Поставского райисполкома незаконно завышала себе зарплату.

А в целом лидером по коррупционным проявлениям является агропромышленный комплекс области.

Из этих примеров видно, что коррупционным проявлениям подвержены абсолютно все сферы деятельности.

В чем трудности расследования коррупционных преступлений?

— Занимая определенные должности, люди принимают всяческие меры, чтобы скрыть совершенное преступление и избежать ответственности, уверены в своей безнаказанности. Поэтому, чтобы доказать виновность лица в совершении коррупционного преступления, зачастую требуется проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в ходе которых изучается большой объем бухгалтерской и иной документации, а также устанавливается точная сумма причиненного ущерба. Любое преступление, в том числе коррупционное, оставляет за собой следы. И задача следователя заключается в том, чтобы найти эти следы и документально их зафиксировать.

— Наказание — уголовная ответственность?

— Есть возможность освобождения от уголовной ответственности, для этого в законодательстве Республики Беларусь предусмотрены четкие условия. Так, лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольно возместило причиненный ущерб, уплатило доход, полученный преступным путем. Решение об освобождении от уголовной ответственности принимается специальной комиссией Администрации Президента Республики Беларусь, которая рассматривает ходатайства обвиняемых о помиловании.