Многие жители Витебска помнят кинотеатр «Полет», который размещался в списанном самолете Ту-134 с бортовым номером СССР-65639. Написать про крылатую машину, стоявшую на Московском проспекте возле тогдашнего технологического института, планировал давно. Но все руки не доходили.
Подтолкнул коллега Александр Давыдов, увлекающийся историей авиации. На специализированном сайте он показал фото СССР-65639, приземлившегося в марте 1971 года на французском аэродроме Ле-Бурже.
Питерская прописка
Самолет Ту-134 СССР-65639 произведен в 1969 году в Харькове, тогда же совершил первый полет. В эксплуатации со 2 марта 1970-го, был приписан к ленинградскому аэропорту Пулково. Как и его собратья, чаще всего совершал рейсы за границу. Выработав ресурс, списан 28 июня 1983 года.
ЧП на борту
За свою летную историю самолет пережил две серьезные чрезвычайные ситуации.
При взлете в Симферополе 21 мая 1976 года на высоте 50 м раздался сильный хлопок. Машину затрясло, упали обороты левого двигателя, с земли наблюдался огонь. Пилоты Г. П. Курильченко и Т. Е. Котляров экстренно выключили аварийный агрегат и посадили самолет на одном правом двигателе. Оказалось, обгорели и разрушились лопатки второй турбины.
По данным «Википедии», с 1954 по 1991 годы в Советском Союзе произошло 113 угонов пассажирских самолетов. В печальную статистику попал и будущий «Полет».
Газета «Карелия» в 2004 году так описывала ту историю. Сбежавшие из колонии-поселения в Медвежьегорске 19-летний Геннадий Шелудько и 22-летний Александр Загирняк 10 июля 1977 года по паспортам знакомых из ПТУ купили билеты на рейс №8719 Петрозаводск – Ленинград. Молодые люди сидели на местах 9 и 10.
После любезного разговора со стюардессой один из них пошел за девушкой и скрылся за занавеской. В это время самолет уже начал снижение, но вдруг стал кружить над Ленинградом, а затем взял обратный курс.
Оказалось, угрожая учебной гранатой Ф-1 (ее пронесли в радиоприемнике), молодой человек потребовал лететь в Швецию. На борту находилось 72 пассажира. Из-за нехватки топлива самолет приземлился в аэропорту Хельсинки.
Прошло около пяти часов переговоров. Вдруг кто-то увидел, что экипаж выбрался из самолета через автономный выход. Несмотря на угрозы террористов, несколько пассажиров открыли грузовой люк.
Пять человек выпрыгнули в темноту с трехметровой высоты, один из них сломал ногу. Видя это, остальные заложники не решились на побег и расселись по своим местам. Вскоре отпустили женщин и детей. Мужчинам доставили еду, журналы и даже пиво.
Неторопливые финны продолжали переговоры, в результате которых в заложниках осталось лишь трое мужчин. На вторые сутки угонщики просто уснули от переутомления, и полицейским не составило труда подняться на борт.
Через несколько дней воздушных пиратов передали советским властям. В дальнейшем угонщиков приговорили к 15 и 8 годам лишения свободы.
Геннадия Шелудько судили в том числе и за измену родине. Из обвинительного заключения: «Умышленно действуя в ущерб государственной независимости Союза ССР, в конце июня – начале июля 1977 года проводил организационную деятельность, направленную к подготовке и совершению особо опасного государственного преступления – измене Родине.
Проживая в городе Медвежьегорске Карельской АССР и под влиянием систематического прослушивания враждебных передач зарубежных радиоцентров, вынашивая изменнические намерения, явился инициатором и организатором измены Родине в форме бегства за границу».
Последний полет
Как вспоминает инженер по охране труда международного аэропорта Витебск Леонид Лужков, в то время работавший старшим инженером авиационно-технической базы, Ту-134 появился в городе на Двине при содействии заслуженного пилота СССР Виктора Купало. Перед пенсией он возглавлял одно из региональных управлений гражданской авиации. Затем вернулся в родной город и устроился в аэропорт начальником штаба летного отряда.
Когда у витебских властей появилась идея получить списанный самолет, заслуженный пилот СССР Виктор Купало использовал свои старые связи
В итоге Ленинградское управление гражданской авиации бесплатно передало в Витебск крылатую машину. У СССР-65639 в летном ресурсе оставалось около двух часов, чего вполне хватало для полета в Витебск. В противном случае самолет пришлось бы транспортировать в разобранном виде по железной дороге. В свой последний рейс Ту-134 отправился без пассажиров в конце лета 1983 года.
По дороге к кинотеатру
Во всех интернет-источниках значится, что в 1983-м Ту-134 стал кинотеатром. Но это не так, переквалификация в учреждение культуры заняла достаточно много времени.
Более полугода самолет простоял в аэропорту. Весной 1984-го инженеры-техники 339-го военно-транспортного авиационного полка, дислоцировавшегося на аэродроме Северный в микрорайоне Журжево, приступили к разборке Ту-134, чтобы беспрепятственно доставить его в город.
Кроме крыльев пришлось снять и хвост, который не проходил под Билевским мостом. Буксировка фюзеляжа и транспортировка других вызывали большой ажиотаж, особенно у детей.
Самолет установили примерно на месте нового корпуса технологического университета.
31 мая 1984 года областная газета «Віцебскі рабочы» поместила небольшую заметку (стиль сохранен): «Выканком Віцебскага гарадскога Савета народных дэпутатаў рыхтуе для юных гледачоў абласнога цэнтра цікавы падарунак. На невялікай пляцоўцы перад тэхналагічным інстытутам лёгкай прамысловасці, адлятаўшы свой тэрмін, “прызямліўся” 76-месны серабрысты авіялайнер Ту-134. У прасторным камфартабельным салоне самалёта абсталёўваецца дзіцячы кінатэатр».
Но юные зрители попали на первый сеанс только через год. Открытие нового кинотеатра прошло без пафоса. По крайней мере, “Віцебскі рабочы” об этом не писал.
В постоянной рубрике “Афиша”, где ежедневно публиковался репертуар витебских кинотеатров, “Полет” впервые появился только 18 июня 1985 года. Тогда дети смогли посмотреть фильм “Неуловимые мстители”. Через несколько дней демонстрировались “Новые приключения неуловимых”, затем – “Новые приключения капитана Врунгеля”.
Билетов не достать
Киномеханик витебского Дома кино Галина Павленкова родом с Брестчины. Профессию получала в городе Советск Калининградской области, откуда в 1985 году была направлена на практику в Витебск в кинотеатр «Восток» (размещался на Пролетарской площади), филиалом которого являлся «Полет».
Она рассказала, что зрители поднимались в салон по трапу, установленному к передней двери. На входе сидели кассир и контролер. Через прозрачное стекло просматривалась кабина пилотов.
Пассажирские кресла, закрепленные на нисходящем сверху пандусе, были повернуты к хвостовой части, где размещался экран. За ним находилась аппаратура и рабочее место киномеханика. Таким образом, изображение проецировалось с обратной стороны экрана, что было весьма необычно. Электроэнергией кинотеатр обеспечивался от производственного цеха технологического института.
Сеансы длились минут по сорок. В основном демонстрировались сборники мультфильмов «Веселая карусель». Летом в перерывах салон обязательно проветривался, так как фюзеляж сильно нагревался. Популярность «Полета» была невероятной.
Каждый сеанс собирал полный зал, а киномехаников узнавали на улице и просили достать билет. Галина Павленкова вспоминает, как однажды в железнодорожной кассе, размещавшейся в «синем» доме, покупала билет домой на Брестчину. Вдруг к ней стали подходить люди с просьбами.
В 1988 году кинотеатр закрыли из-за несоответствия пожарным нормам
В штате «Полета» числилось двое пожарных, дежуривших посменно. Но в 1988 году это не спасло кинотеатр от закрытия из-за несоответствия пожарным нормам, потому что в нем не было запасного выхода.
Наступили перестроечные времена. Люди переключились на входящие в моду видеомагнитофоны и кооперативные видеосалоны. Киносеть начала терять доходы, которые позволили бы привести «Полет» в норму.
После 1990 года самолет сдвинули ближе к жилым домам (в таком положении он зафиксирован на фотографии), где сейчас стоит церковь св. Татьяны. Хотя авиалайнер вскоре обнесли забором, это не помешало вандалам разбить несколько иллюминаторов.
Подростки устраивали в самолете посиделки. В конце концов, там случился пожар. В 1992 году Ту-134 СССР-65639 демонтировали и порезали на металлолом.
Так самолет закончил свою службу.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА и из открытых источников.