В деревне Уно Лиозненского района в первые годы советской власти действовало сразу два Совета: сельский и национальный латышский – единственный в тогдашнем Витебском округе.
Житель областного центра Иван Селебакин родился в Уно и на протяжении многих лет интересуется историей малой родины. Недавно он принес в редакцию снимок, на котором изображен латышский драмкружок. Поводом для фотосъемки 1 мая 1929 года стало десятилетие коллектива, состоявшего из 34 человек. К слову, тогда в Уно существовал и белорусский драмкружок, куда входили 25 самодеятельных артистов.
Иван Селебакин предоставил выписки из протокола Уновского сельского Совета о том, как в деревне праздновалось 10-летие БССР. Вечером 29 декабря 1928 года прошло общее собрание родителей учеников белорусской и латышских школ, после чего был показан детский спектакль «Дзядуля-піянер».
В пьесе Андрея Иркутова рассказывалось о том, как в деревню приехал отряд пионеров и подружился с местными мальчишками. Кулак подговорил кучку хулиганов напасть на гостей. О коварных планах их предупредил старый батрак, за что деда выбрали почетным пионером.
На следующий день, 30 декабря, состоялось торжественное собрание обоих сельсоветов совместно с руководством школ, представителями других организаций и крестьянства. Затем на сцену вышли артисты двух трупп.
Белорусы показали пьесу «Лес шуміць» («Палесская легенда»), созданную по рассказу Владимира Короленко. В нем повествовалось о том, как панич выдал замуж красавицу Оксану за своего лесника Романа, но девушку любил бандурист Апанас. Латыши сыграли спектакль «Когда море бушует». К сожалению, на просторах интернета не удалось найти пьесу с таким названием. Но думается, что в ней звучали нотки ностальгии представителей балтийского народа о приморской родине.
Латышский драмкружок выезжал с постановками в соседние деревни Лашнево, Барсеево, Высочаны, где проживали земляки, а также в Витебский национальный латышский клуб.
В те времена в Уно центром жизни была изба-читальня, куда люди ходили на курсы кройки и шитья, кружки политики, математики, русского языка. Из общественных организаций действовали первички Осоавихима (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству), МОПРа (Международной организации помощи борцам революции), «Союза воинствующих безбожников».
Из актуальных задач в 1929 году для местных властей было возведение за счет самообложения двухкомплектной латышской школы и укрепление материально-технической базы пожарной дружины – не хватало двух бочек, конской тяги и мелкого инвентаря. К слову, на 1 ноября 1929-го в латышской школе обучалось 26 детей, помещение им предоставлял Тимофей Сиволобчик.
В 1929-м на совместном заседании обоих Советов было рассмотрено распоряжение вышестоящих органов о переименовании или переезде в другой населенный пункт одного из них, так как одинаковые названия вызывают путаницу. Предложение было признано нецелесообразным.
Латыши поселились в Уно и на окрестных хуторах в конце ХІХ в. Национальный сельсовет был создан в 1926-м и просуществовал до 1934-го.