Появлению этого материала способствовал курьез. Заместитель главного редактора Валентина Моисеева просматривала в интернете расписание движения общественного транспорта по маршруту Витебск — Орша. В одной из строк значился российский ресурс, который предложил два варианта отправного пункта с одинаковым названием: город в Беларуси и деревню в Болотнинском районе Новосибирской области. Естественно, мы не могли пройти мимо факта существования тезки нашего областного центра.
Дорога на Сибирь
В конце ХІХ века в Сибирь из Беларуси потянулись ходоки-«разведчики», искавшие свободные земли для занятия сельским хозяйством. Затем они возвращались на родину за семьями. Часть из них облюбовала места недалеко от знаменитого Московско-Иркутского тракта, соединявшего европейскую часть России с приграничьем Китая. А свое поселение назвали в честь главного города губернии, из которой были родом. Известно, что основателями сибирского Витебска являлись семьи Артема Городникова, Гаврилы Путренко, Сафона и Афанаса Жидковых, Федора и Захара Федоренко, Василя и Марка Хайченко.
Среди сибирской тайги они поселились в пойме реки Икса – притоке Оби. Первоначально дома строили с одним-двумя окнами и низкими потолками, чтобы лучше сохранялось тепло. Крыши крыли тесом и соломой, вход находился с северной стороны. Пол был в основном земляной, у тех, кто побогаче, – из досок. Посреди дома ставилась печь, рядом с ней в потолок вбивался крюк для люльки. При заселении в новое жилище нужно было входить с хлебом и солью.
По воспоминаниям старожилов, вся территория деревни была обнесена забором. Он в какой-то степени спасал от лихих людей и ограничивал действия домашней живности, которая могла выйти в тайгу и стать жертвой многочисленных хищников. С двух сторон имелись ворота – Верхние и Нижние (хорошая аналогия с бывшим Верхним и Нижним замками города Витебска), которые открывались, когда кто-либо уходил или заходил.
Количество переселенцев постепенно росло. Люди осваивали хутора, вырубая лес и распахивая земли. В основном сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу. Держали коней, коров, свиней, овец.
Болотнинский район образован в 1924 году. Находится на северо-востоке Новосибирской области, граничит с Томской и Кемеровской областями. Население — 30,3 тыс. человек.
Нематериальный скарб
Наряду с домашней утварью переселенцы везли нематериальное наследие земли предков – поверья, обряды, приметы, традиции, ритуалы, обереги. Часть из них дошла до наших дней. Например, на себе шить нельзя – память зашьешь; если вышел из дома и первым встретился мужчина – ждет удача.
Есть в сибирском Витебске поверье о домовом, которого называют Хозяином. Если он невзлюбит живущих в хате, то они будут часто болеть, плохо спать, и скотина не станет вестись. Домового можно было задобрить, если оставлять ему еду на блюдце, а в праздники это делалось обязательно. Считалось, что у него столько же сыновей, сколько и у хозяина дома. Когда наследник отделялся от родителей, ему говорили: «Зови с собой своего домового». Перед переездом из старого жилья в новое клали под печь лапоть и предлагали: «Вот тебе, Хозяин, сани, поезжай с нами».
До недавнего времени были в Витебске и знахарки, которые лечили людей молитвами и заговорами.
Сохранилась легенда с Гражданской войны об известных обозах с колчаковским золотом. Старожилы рассказывали, что белогвардейцы заходили в деревню, запаслись едой, забрали лошадей и возчиков, которые так и не вернулись.
Все для фронта
Во время Великой Отечественной войны деревня Витебск была в глубоком советском тылу. Годные к службе мужчины ушли на фронт, вливаясь в сибирские дивизии. Работа на колхозных полях в значительной степени легла на плечи женщин и подростков.
В Государственном архиве Новосибирской области оцифрована часть номеров районной газеты «Путь Ильича» за 1942 – 1944 годы. О напряженных буднях тружеников тыла свидетельствуют заголовки: «Молотить хлеб днем и ночью», «Экономно расходовать каждый килограмм кормов», «Трудятся по-военному», «Работать за двоих, за троих», «Хлеб для фронта, это тоже оружие», «Дадим больше хлеба в фонд обороны».
Кроме зерновых, колхозы Болотнинского района выращивали картофель, огурцы, помидоры и даже махорку, которая также считалась стратегической сельскохозяйственной культурой. По окрестным лугам и лесам собирали лекарственные растения
В наличии имелись зерноуборочные комбайны, тракторы, но их количество было небольшим. Основная нагрузка при обработке земли приходилась на тягловую силу – лошадей и волов. В числе пахарей было много женщин и подростков, их имена регулярно публиковались под рубрикой «Доска Почета». Лучшие вспахивали по 1,25 – 1,75 га при дневной норме 1 га.
Витебский колхоз «Пионер» являлся не единственной сельхозартелью в Болотнинском районе с преимущественно белорусским населением. В номере газеты за 28 апреля 1942 года опубликована заметка «Начали прибивку влаги», в которой сообщается: «Знойно палит солнце, быстро освобождаются поля от снега. В ряде колхозов Кандерепского сельсовета начали прибивку влаги на полях. Колхоз «Пионер» забороновал 8 гектаров, «Белорус» – 12 гектаров. С большим производственным подъемом работают колхозники и колхозницы на полевых работах, готовя высокий урожай».
Листая страницы газеты «Путь Ильича», много встретишь фамилий, которые распространены в Беларуси. Например, Савицкий, Литвинов, Писаренко, Ковалёв, Стратович, Бондаренко, Максимович, Острейко, Петрученя, Грищеня, Дайнеко, Дашковский. Необходимо отметить, что в Болотнинском районе на тот момент было много компактно проживающих национальных диаспор, в свое время переселившихся из различных уголков страны. В частности, в том же Кандерепском сельсовете существовал сформированный из немцев Поволжья колхоз «Роте Фане» («Красное знамя»).
После прорыва блокады Ленинграда со станции Болотное был отправлен первый вагон с продуктами питания для жителей города на Неве: «Колхозники района послали городу-герою 150 пудов пельменей, 150 пудов картофеля, 25 пудов домашнего печенья, много мяса, молока, овощей, масла, сала».
С августа 1943-го Болотнинский район, как и вся Новосибирская область, начал сбор продуктов, одежды, обуви, денег для населения освобожденных регионов Воронежской области.
На фронт из деревни Витебск были призваны 83 мужчины, погибли – 44. Сейчас в живых нет ни одного ветерана. Последним ушел из жизни Иван Хайченко.
В ноябре 2003-го по инициативе педагогов и учеников Витебской школы был открыт памятник воинам-односельчанам.
Школьные годы
Первая школа в Витебске была открыта перед самой войной в просторном доме Василя Хайченко.
В 1960-х стали закрываться учебные заведения в соседней Степанихе, Еловом Падуне, Елбаке, Иксе, и учеников оттуда стали возить в Витебск. Руководством совхоза «Витебский» было решено построить новое здание школы. Основной сруб привезли из Новосибирска, а для мастерских и столовой использовали местный материал. Для учителей возвели два двухквартирных дома.
Ученики Витебской школы 1960-х г.
Бурный рост населения деревни пришелся на 1970-е, когда развивалось сельскохозяйственное производство, в совхозе был построен комплекс по выращиванию крупного рогатого скота. Возникла необходимость и расширения школьных помещений – пристроили четыре учебных кабинета и спортзал.
Выпускники Витебской школы 1988 г. с педагогами.
Сейчас школа в Витебске малокомплектная, здесь обучаются пятнадцать учеников.
Знакомые слова
У старшего поколения жителей Витебска сохранились особенности говора и лексики предков, например: хвартук, знають, жанився, вясна, пякли, куплять, раззявила, ести, сасонник, бураки, цыбуля, тудой, сюдой.
В окрестностях деревни пока сохраняются народные топонимы – Могилевское озеро, хутора Мацкевича, Михновича. К слову, жителей деревни называют витебцы или витебчане.
Во все стороны
Деревня Витебск находится на равноудаленном расстоянии между крупными городами. До Новосибирска 135 км, Томска и Кемерово – 134 км. До райцентра, находящегося на знаменитом Транссибе, всего 7 км. Через железнодорожную станцию Болотное ежесуточно проходит более сорока пассажирских поездов. Желающие без пересадок могут добраться на запад, юг и восток России – до Москвы, Анапы, Владивостока.
А от сибирского до белорусского Витебска почти 4 тыс. км и четыре часовых пояса.
В нынешнем году деревня будет отмечать 115-летие со времени образования. Сейчас в ней проживают 180 человек, большинство – пенсионеры. Те, кто помоложе, работают в райцентре или занимаются разведением КРС, свиней и птицы.
Этнический состав разнообразный: белорусы, русские, украинцы, пермяки, немцы, чуваши, марийцы, калмыки, татары.
В Витебске четыре улицы, центральная – Школьная, в ранние времена именовавшаяся в народе Кордоном. Есть еще Лесная, Гаражная и Овражная (ее неофициально называют Старым Витебском).
Строки благодарности
Данный материал был подготовлен в дистанционном формате, поэтому мы не могли обойтись без помощи извне. Редакция «Витебских вестей» благодарит за содействие директора и методиста Болотнинского районного историко-краеведческого музея Любовь Кириченко и Евгения Терентьева, главу Боровского сельсовета Светлану Бурунову, педагогов Витебской основной общеобразовательной школы.
P.S. Как было сказано выше, сразу после войны Новосибирская область шефствовала над пострадавшей во время оккупации Воронежской областью. А там в Подгоренском районе есть хутор Витебск. Но это уже другая история.
Фото из открытых источников.