Автор: . Дата создания:

Мост имени Баумана в Витебске был построен через Витьбу в 1956 году на месте своего довоенного предшественника, имевшего название Гуторовский. Тот деревянный мост в свою очередь сменил дореволюционную переправу, соединявшую город и предместье — Гуторовщину, которая сейчас включает в себя улицы 1-я Доватора и Баумана.

 

Идея реконструкции моста получила активное развитие в 1926 году с целью пуска на Гуторовщину трамвая через улицу Советскую. Об этом рассказывают документы Государственного архива Витебской области.

Поговорим-поговорим 

На протяжении почти четырех столетий микрорайон, где сейчас размещается ветеринарная академия, носил название Гуторовщина, которая упоминается в Инвентаре 1618 года как владение витебского городского судьи Ивана Григорьевича Гутора. К слову, фамилия произошла от славянского имени Гутор – болтун, разговорчивый человек.

В 1784 году фольварк Гуторовщина числился в общем владении Казимира Юрьева сына Луцкина (Лускина), священника церкви Иоанна Предтечи Иосифа Кладницкого, старосты Дымана, ксендзов Доминиканского монастыря и мещанина Григория Вертошки. При фольварке имелась мельница с плотиной на Витьбе. В 1878-м имение Гуторовщина с 70 десятинами (чуть более 70 га) земли принадлежало Михаилу Щитту.

В начале ХХ века последний владелец В. Сулимо-Самуйло начал распродавать участки под застройку частным лицам. Вскоре Гуторовщина вошла в состав города, главными улицами стали Никольская (1-я Доватора) и Алексеевская (Баумана). В 1917 году на их пересечении построено новое здание Поземельно-крестьянского банка, позднее ставшее главным корпусом ветеринарного института.

Первый проект 

Техническое совещание по обсуждению эскизного проекта постройки моста через Витьбу по Советской улице на Гуторовщину состоялось 22 декабря 1926-го. В нем принимали участие инженеры Вышелесский, Якубовский, архитектор Вуколов и другие.

Отмечалось, что «мост имеет деревянное пролетное строение подкосно-арочной системы по типу Упшоса с тремя равными пролетами и переходами на берега». (Упшос – управление шоссейных, грунтовых и узкоколейных дорог). По проекту длина моста была 87,5 м, величина трех пролетов по 20,5 м. Два средних быка (опоры) предполагалось возвести каменными, крайние на откосах – деревянными. Ширина проезжей части 6,4 м, тротуаров – 1 м.

Участники совещания сошлись на том, что реализация проекта технически осуществима. Но «рассчитывая на пропуск по мосту трамвая, ширина проезжей части должна быть принята не менее 8,5 м при прокладке линии по середине моста и 6,8 м при прокладке у одного из тротуаров, при этом и ширина тротуара должна быть уширена».

Поднимался вопрос и по себестоимости: «Устройство каменных средних быков для деревянного пролетного строения благоприятно для жесткости, простоты ремонта и смены последнего. Но стоимость этих быков сравнительно очень велика и может составить примерно около 60 % стоимости всего сооружения».

Было решено произвести более точные расчеты данного и других вариантов.

Под стук топоров 

Судя по тому, что трамвай на Гуторовщину так и не был пущен, спустя пару лет власти остановились на более дешевом варианте.

В августе 1928-го заведующий горкоммунотделом Сухоручкин и инженер Якубовский выписали наряд№ 1 группе плотников: «Предлагаем вам приступить к работам по постройке Гуторовского моста через р. Витьбу в гор. Витебске согласно прилагаемого проекта по нижеследующим расценкам и условиям». Пункты наряда расписывали все виды работ от обработки леса до обустройства двойного настила моста, тротуаров, перил. Оплачивалась и подноска материалов, но только в том случае, если расстояние превышало 40 саженей (85 м).

В состав первых плотников, приступивших к работе 9 августа 1928-го, входили Антон Петрущенко, Василий Пунделиков, Иосиф Козловский, Михаил Петрущенко, Осип Степанов, Макар Миронов, Порфирий Паньков, Емельян Петрущенко, Семен Козловский, Емельян Дроздов, Григорий Дроздов, Дмитрий Себежко, Петр Паулинов.

Все они приехали на заработки в Витебск из Велижского уезда (ныне Смоленская область). Плотников закрепили за продовольственным ларьком для получения хлеба. Горкоммунотдел обратился в Велижскую страхкассу с просьбой оказывать медицинскую помощь семьям рабочих. В дальнейшем состав бригады увеличивался в основном также за счет уроженцев Велижского уезда. Например, в октябре 1928-го на возведении моста трудилось более 50 человек.

Заказ на изготовление металлических изделий получил кузнец Степан Сидорович Татаринов с Воробьевой улицы (2-я Садовая). Для выковки болтов, скоб, гаек, шайб и прочих изделий ему предоставлялся весь материал, за исключением угля. «При отсутствии на складе Горко соответствующего размера железа, сырье может быть предоставлено самим кузнецом с дальнейшей оплатой».

Однако при возведении Гуторовского моста возникали сложности. В конце октября 1928-го инженер Якубовский пишет докладную записку зав. горкоммунотдела: «Все переговоры с Лесподотделом, Комтрестом и Двинолесом о скорейшей поставке леса к строящемуся мосту не дают никаких реальных результатов, при таком положении дела придется остановить работы со вторника 30 октября. Прошу вас предложить Комтресту как можно скорее выполнить требования Коммун­отдела – получить из Лесподотдела конкретные указания, когда и в каком размере и где будет отпущен лес для моста».

За улучшение быта 

Не все было гладко и с соблюдением прав рабочих. В конце августа 1928-го инспектор охраны труда оформляет предписание горкоммун­отделу, предлагалось улучшить условия быта в рабочем общежитии:
«1) Уменьшить количество проживающих до 15 человек. 2) Устроить отвод или установить ведро около водопроводного крана. 3) Предоставить возможность в вечернее время пользоваться уборной. 4) Предоставить помещение для дров и продуктов, для чего освободить проходной коридор со двора. 5) Приобрести аптечку. 6) Исправить пол. 7) Приобрести тюфяки. 8) Устроить электрическое освещение. 9) Сделать 2 шкафа и 2 стола».

Все недочеты предписывалось устранить до 7 сентября, но горкоммунотдел тянул резину. Наконец, 6 октября инспектор охраны труда 1-го участка Рабинович и секретарь Костюченко отправляют горкоммунотделу напоминание. Почти через месяц заведующий Фишман и инженер Якубовский высылают ответ о проделанной работе: «1) Количество рабочих в общежитии доведено до 18 человек. 2) У водопроводного крана имеется ведро. 3) Уборной пользуются. 4) В отношении помещения для хранения дров, ввиду того, что помещение занято в настоящее время квартирантами, вопрос пока остался открытым, но по возможности будет урегулирован. 5) Аптечка не приобретена, но в ближайшее время будет дана. 6) Пол исправлен. 7) Тюфяки в количестве 23 штук выданы, за исключением 8 тюфяков, каковые будут в ближайшие дни переданы. 8) Вместо электричества выданы на общежитие 3 лампы (керосиновые. – Прим. авт.). 9) Столы сделаны, за исключением шкафов».

Движение ограничено 

Невзирая на все сложности, рабочие трудились ударно всю осень, зиму и начало весны.

Зав. горкоммунотделом Фишман и инженер Якубовский 3 апреля 1929-го сообщают президиуму горсовета, что Гуторовский мост открыт для пешеходов и просят власти организовать его охрану: «Ввиду того, что работа по отсыпке конусов и отмостков будет заканчиваться после схода снега и до окончания земляных работ, езда и проводка лошадей допущена быть не может. Кроме того, из-за отсутствия средств на охрану моста из сумм, отпущенных для обустройства моста, просьба установить милицейский пост для охраны моста и запрета езды и проводки лошадей, что в настоящий момент наблюдается, в целях избежания несчастных случаев, а также наблюдаются случаи воровства болтов».

Вскоре Гуторовский мост был открыт для гужевого и автомобильного транспорта. Длина переправы составляла 81,3 м, ширина – 8,5 м.

Фото автора и из открытых источников