Автор: . Дата создания:

Средненабережная, 3 – этот адрес был известен многим поколениям молодежи областного центра. В дореволюционном здании на берегу Западной Двины в советское время более сорока лет размещалась Витебская морская школа (до 1975-го – морской клуб) ДОСААФ. В ней занимались не только допризывники и спортсмены, здесь можно было получить рабочие специальности.

Ветеран ДОСААФ Николай Велюга в свое время по крупицам собирал сведения об истории морской школы. Решение о ее создании ДОСФЛОТ СССР принял 22 ноября 1948-го. В июне 1949-го Витебский городской Совет депутатов трудящихся передал для восстановления разрушенное в войну здание на улице Средненабережная, 3. Первым начальником морской школы был капитан ІІ ранга П. В. Федоров, под руководством которого в июне 1951-го здание восстановили. Материалами и специалистами помогал сосед – станкостроительный завод им. Кирова. Дружба с передовым предприятием связывала морскую школу на протяжении всей истории.

С военной дисциплиной 

Основными задачами морской школы являлись подготовка допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР, развитие военно-прикладных и технических видов спорта.

В школе действовали курсы по подготовке специалистов для народного хозяйства: слесарей и машинистов холодильных установок, электросварщиков, водителей маломерных судов, аквалангистов, судовых электриков.

С утра до позднего вечера в двери, у которых размещались морская мина и корабельный якорь, заходили сотни людей. Выпускники имели льготы при поступлении в морские училища.

Вот как описывает областная газета «Віцебскі рабочы» начало занятий в декабре 1980-го:

«– Группа! Равняйсь! Смирно! – звучит в коридоре зычный голос. Затем курсант четким шагом подходит к дежурному по школе и докладывает: – Группа номер 3 курсантов Витебской морской школы готова к проведению занятий».

На воде и под водой 

В начале пути не хватало учебных пособий, материалов, преподавателей, но достижения не заставили себя долго ждать. Уже в 1951-м на первых Всесоюзных соревнованиях по судомодельному спорту сборная БССР, полностью сформированная из представителей Витебской морской школы, заняла 11-е место из 32 команд.

В 1954-м на чемпионате республики витебчане победили в общекомандном зачете и взяли все первые места в личном.

Около 40 лет судомоделистами руководил заслуженный тренер БССР Анатолий Павлов. За это время он подготовил 20 мастеров спорта, 10 чемпионов СССР –среди них Л. Стерензат (пятикратный), А. Торбеев (четырехкратный). Судомоделистами были построены образцы скутеров и мотолодок, что дало толчок для развития водномоторного спорта. Первыми его энтузиастами были Петр Розвинов, Леонид Семенов, Владимир Матвеев, Анатолий Шорник, Владимир Сергеев, Владимир Иванов.

Особой популярностью пользовалась секция подводного спорта. Она состояла из трех групп, в которых готовились скоростники, ориентировщики и подводные охотники. Преподаватели Витебской морской школы помогали в становлении новополоцкого клуба «Нептун», были частыми гостями в областном Дворце пионеров и школьников у ребят из кружков технического творчества.

Двина как Темза 

Тогда считалось: если хочешь стать сильным и смелым – записывайся в секцию морского многоборья. На протяжении десятков лет ею руководил Леонид Алехнович. Этот вид спорта включал в себя плавание вольным стилем (400 м), стрельбу из малокалиберной винтовки с расстояния 50 м, легкоатлетический кросс (1,5 км). Два упражнения были связаны с выступлениями на акватории: гребля на морских ялах и парусные гонки на шестивесельных ялах. Леонид Алехнович подготовил семь мастеров спорта СССР: Владимира Виноградова, Александра Антонова, Григория Крылова, Геннадия Крылова, Александра Жукова, Олега Черноса, Владимира Гаврилина. Тренировки на судах проводились как на Западной Двине, так и на озере Лосвидо. Иногда ялы с парусами на грузовиках везли в Сураж, и оттуда экипажи сплавлялись по реке.

Отдельно секция гребцов на морских ялах действовала с 1966 года. На протяжении шести лет (с 1980-го по 1985-й) витебская команда являлась чемпионом БССР. Когда парни выводили суда на акваторию реки и начинали четко и дружно действовать веслами, Двина напоминала лондонский участок Темзы, где вот уже почти 200 лет проводится ежегодная регата между лодочными клубами Оксфордского и Кембриджского университетов.

Смена профиля 

Морская школа просуществовала лишь год после развала СССР.

В феврале 1999-го последний ее начальник, бывший авиаштурман Юрий Федотов в интервью «Віцебскаму рабочаму» вспоминал, что перед закрытием в учреждении работали 25 преподавателей, ежегодно выпускалось 500 специалистов и спортсменов. Материально-техническая база включала в себя ялы, шлюпки, катера, глиссер, на озере Лосвидо были прогулочные лодки. Коллектив морской школы готовился к капитальному ремонту, были закуплены стройматериалы и краска. Но времена изменились. Сухопутная Беларусь не имела военного и гражданского морского флота, ее жители теперь не призывались на службу на океанские просторы. И как следствие, морская школа стала невостребована. Здание площадью почти 900 кв. м было продано. Вскоре новые хозяева его перепродали. Долгие годы дореволюционный особняк, возведенный в период 1913-1917 годов, стоял заброшенным. В 2014-2016-м для него открылась новая страничка истории. После основательной модернизации в здании разместился офис частной компании. Реконструкция заметно преобразила здание, архитекторы постарались передать дух времени, когда возводился особняк. В частности, вернули въездную арку, которая была заложена кирпичом и прикрыта агитационным плакатом «Море – лучшая школа мужества и мастерства».

И хотя назначение здания сменилось, память о морских традициях сохраняется. В феврале 2016-го открыта мемориальная доска в честь уроженца Витебска, Героя Советского Союза Самуила Богорада, во время войны командовавшего подводной лодкой «Щ-310», за три боевых похода потопившей и повредившей восемь кораблей противника. В ноябре 2018-го установлен памятный знак в честь моряков Западно-Двинской военной флотилии, действовавшей в 1919-1920 годах. Во время советско-польской войны она обеспечивала проведение боевых действий: переправку бойцов, артобстрелы, организацию военно-морского десанта, доставку имущества по линии фронта.

Наверно, когда-нибудь будет увековечена и память о морской школе – она этого достойна.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.