С того времени как в устье Витьбы поселились люди, Успенская гора неоднократно меняла свой облик. Более тысячи лет назад она называлась Лысой, здесь круглосуточно горел священный огонь языческого капища. С принятием христианства на холме возводились церкви, самый известный храм — Успенский собор, который на несколько десятилетий был стерт с карты города.
Две славы
На снимке из фотоальбома «Витебск», изданном в 1982 году, на доминирующей горе областного центра из-за макушек деревьев видны два корпуса завода заточных станков (1 и 2), которым совсем недолго оставалось функционировать в рабочем режиме. Предприятие должно было переехать в конец проспекта Фрунзе, где с конца 1960-х поэтапно велось строительство новых производственных мощностей. А пока на крыше одного из цехов (2) красовался лозунг «Слава рабочему классу!». На склоне же горы на массивном баннере изображен не менее известный призыв советских времен «Слава КПСС!». Прямо за ним виднеется металлическая стела с факелом, который включался во время празднования Дня города.
Переезд из Башкирии
История бывшего «Визаса» начиналась в 1897 году в городе Клин Московской области, где промышленник Чепель начал отливать из чугуна вагонетки и печное литье. После национализации завод производил оборудование для шахт и автомастерских. С началом войны выполнялись заказы по изготовлению взрывателей, снарядов, мин. Однако с приближением немцев к Москве в октябре-ноябре 1941-го завод был эвакуирован в Белорецк Башкирской АССР и перепрофилирован на выпуск станков.
По материалам Государственного архива Витебской области, 31 октября 1944 года Совнарком СССР постановил перевести в город на Двине Белорецкий станкозавод со всеми рабочими и инженерно-техническим персоналом, оборудованием, материалами, иным имуществом и назвать его «Витебский завод заточных станков». Власти областного центра были обязаны передать все здания и помещения бывшего политехникума на улице Крылова, 7, для размещения в них предприятия, а также обеспечить всех тружеников жильем. Первые станки завод должен был выпустить 1 апреля 1945 года. Строительство новых корпусов на месте взорванного в 1936-м Успенского собора завершено во второй половине 1950-х.
За время существования завода освоено свыше 300 моделей заточного оборудования. Один из станков ВЗ-818 запечатлен в киноленте «Влюблен по собственному желанию» – на нем работает главный герой в исполнении Олега Янковского.
Политехникум, да не тот
Когда нынешнее поколение витебчан слышит слово «политехникум», то ассоциирует его с созданным в 1964-м учебным заведением (ныне колледж) на проспекте Черняховского. Но до войны в Витебске был другой политехнический техникум (3), который позже назывался станкоинструментальным.
Он открылся 25 сентября 1920 года в здании расформированной Витебской духовной семинарии, а до середины ХІХ века – Базилианского мужского монастыря. Являлся первым в Беларуси средним специальным учебным заведением. Сначала назывался механико-строительным, с 1933-го – механико-энергетическим политехническим техникумом. До войны для народного хозяйства было подготовлено около 1,8 тыс. специалистов. Учебное заведение находилось на хозрасчете, имело собственную производственную базу и 250 наемных рабочих. Кроме механических мастерских, существовали слесарный, кузнечный, столярный и литейный цеха. К слову, здесь выливались крышки канализационных люков, одна из них с надписью «Віцебскі політэхнікум» сохранилась на улице Жесткова. В 1945-м
техникум возобновил работу как станкоинструментальный и просуществовал до 2016-го, когда был присоединен к Витебскому техническому колледжу. В настоящий момент историческое здание по адресу: Политехническая, 2, пустует.
Кстати, улица Политехническая — одна из самых коротких в Витебске, ее протяженность всего 120 м. Прежние названия – Гимназическая, Соборная, сразу после революции – Красная горка.
Среди выпускников учебного заведения уроженец Богушевска Сенненского района Петр Абрасимов (1912 — 2009 гг.) – советский партийный и государственный деятель, дипломат. Министр иностранных дел Беларуси в 1994 — 1997 годах Владимир Сенько, родившийся в деревне Вишковичи Чашникского района. А также известный советский композитор Марк Фрадкин (1914 — 1990 гг.), автор песен «Комсомольцы-добровольцы», «А годы летят», «Течет Волга», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру». В 1931-м он окончил механическое отделение техникума и работал на фабрике «Знамя индустриализации».
К 1000-летию Витебска Марк Фрадкин написал песню «Столица областная». Автор слов Евгений Долматовский попытался максимально передать чувства композитора к родному городу «с высоты Успенской горки». Песня получилась душевной и вошла в репертуар ВИА «Пламя».
Трагедия Константина и Иоанны
Построенный во второй половине ХVIII века Успенский собор принадлежал униатам, но в 1799 году по указу императора Павла І был передан православным.
Храм был свидетелем трагедии, произошедшей с великим князем Константином Павловичем. Кстати, после внезапной смерти старшего брата — императора Александра І — в конце 1825 года он двадцать пять дней занимал престол, приняв присягу на верность высших военных и гражданских чиновников. Однако в последствии скипетр был передан младшему брату, ставшему Николаем І. Данное событие во многом спровоцировало знаменитое восстание декабристов.
Итак, в 7 часов вечера 3 июня 1831 года в Витебск прибыл наместник Царства Польского великий князь Константин Павлович со своей второй супругой Иоанной (урожденной Жаннеттой Грудзинской, после замужества удостоенной титула княгини Лович). С небольшой свитой они поселились на верхнем этаже губернаторского дворца.
На одиннадцатый день пребывания в городе Константин Павлович, возвратившись из Успенского собора, был весел и рассказывал окружавшим его лицам много подробностей о восстании в Варшаве, вспоминал позже вице-адмирал Павел Колзаков. После обеда у генерал-губернатора князя Николая Хованского Константин вместе с Иоанной отправился кататься по городу в дрожках. По возвращении встретил у подъезда дворца Колзакова, генерала Феньшау, адъютанта Трембицкого. Закурив сигару, стал разговаривать с ними. Вечер был прохладным, княгиня звала мужа в комнаты, чтобы не простудился. Но он закурил вторую сигару и продолжал беседу. Колзаков заметил, что становится холодно и пора домой.
Константин лег в постель в 23.00, до полуночи читал, около 4 утра 15 июня с ним случилась холярина (острое желудочно-кишечное расстройство). Вызванные врачи пытались ему помочь, но никакие средства не помогали. Вскоре холярина перешла в холеру, начали проявляться судороги и тошнота. В 19.15 больной скончался, по официальной версии, от очень скоротечной и заразной формы холеры. Но у многих возникал вопрос: почему никто из ближайшего окружения не заболел?
Забальзамированное тело Константина положили в обитый листовой медью деревянный гроб, который поставили в соборе. Ровно через месяц покойного отправили в Петербург. Траурное шествие проходило через Рынковую площадь возле ратуши по Смоленской улице (ул. Ленина). Звонили колокола храмов всех конфессий, каждые полминуты стреляли пушки. Впереди шло духовенство: православное, католическое, униатское. Толпа народа растянулась на полверсты. За Смоленской заставой (начало ул. Гагарина) процессия остановилась. Гроб с телом покойного поставили на воз, запряженный почтовыми лошадьми.
Княгиня Лович покинула Витебск через три дня. Она ненадолго пережила мужа и умерла в конце ноября 1831 года в Царском Селе.
Разрушение и возрождение
Успенский собор был разрушен в 1936 году в ходе «Безбожной пятилетки», несмотря на то, что был включен в список по охране памятников старины. Его взорвали саперы под командованием Петра Григоренко, будущего генерал-майора, диссидента и правозащитника. Позже он вспоминал, что подготовка к уничтожению храма заняла полтора месяца. Подрыв осуществляли на рассвете. Взрыва, по сути, не было, только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. В здании политехникума, о котором беспокоились власти, не треснуло ни одно го стекла в окнах. Храм просто осел и превратился в груду кирпичей – подъезжай и бросай в кузов машины.
«Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение «чистотой» работы, – писал Петр Григоренко. – Особенно поражались тому, что дом стоит как ни в чем не бывало и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал — кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей».
Проект восстановления Успенского собора был разработан в 1990 году. После сноса бесхозного заводского цеха
26 сентября 1998-го Патриарх Московский и Всея Руси Алексий ІІ заложил капсулу с памятной грамотой в основание храма и освятил первый камень на восстановление собора. Строительные работы были начаты в конце июня 2000-го.
Возрожденный Успенский собор освящен 30 сентября 2011-го митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.
Фото автора и из открытых источников.