Размещенный на интернет-ресурсах снимок Юрия Реброва, зафиксировавший монтаж в Витебске скульптурной композиции фонтана «Слияние трех рек», датируется 1987 годом. Но, судя по публикациям в областной газете «Віцебскі рабочы», вылитые в бронзе образы рек Витьба, Западная Двина и Лучоса находились на своих местах уже в 1986-м.
Пока подсобный рабочий и сварщик строительной организации позировали фотографу, находящийся за кадром бригадир подавал команды крановщику – «Вира!», «Майна!». Выполняя свою работу, участники процесса не предполагали, что ее итог станет скандальным. Споры и неприятие скульптурной композиции выльются на страницы прессы. Бурление будет происходить в течение нескольких месяцев и не закончится даже тогда, когда в фонтане зажурчит вода.
Строительство в Витебске каменного костела святого Антония и монастыря велось в 1737 — 1768 годах. Для богослужений храм был закрыт в 1940-м. До войны в нем располагался музей атеизма. Здесь хранились мощи святой Евфросинии Полоцкой, также был подвешен маятник Фуко, демонстрирующий вращение Земли. После войны храм долгое время стоял с разрушенными башнями, окончательно снесен в 1961 году.
Есть мнение
Масштабная статья «Дабро» на безгустоўшчыну», отражающая позицию противников «трех граций», вышла в «Віцебскім рабочым» 5 сентября 1986 года. Корреспондент сообщал, что когда весной увидел, как гранитные плиты старого фонтана (имел два круглых бассейна) начали выворачивать отбойными молотками, подумал, что будут менять проржавевшие трубы. Но не тут-то было. Вскоре за зеленым ограждением появились отлитые в бронзе темные женские фигуры.
Они должны были символизировать слияние трех рек. По мнению журналиста, чтобы самому про это догадаться, необходимо обладать чрезвычайно развитым ассоциативным мышлением. Если авторам хотелось передать движение воды через оголенные женские фигуры, очевидно, что скульптуры должны были иметь элементы динамизма и выразительности. Но они оставляют чувство ненатуральности и скованности. Не продумано и композиционное размещение: боковые фигуры слишком отдалены от центральной.
«В нашем городе почти нет парковой скульптуры. Но то, что возводится сейчас, превосходит разумные размеры – из такого количества очень дефицитной бронзы можно было бы сделать хороший десяток привлекательных скульптур для парковых уголков. Так нет – провинциальная тяга к глобализму победила здоровый расчет.
Скульптура ставится не на один десяток лет. Представьте только: по этой аляповатой композиции потомки будут судить об уровне нашего вкуса и эстетического развития!» – заключал корреспондент и предлагал, пока не поздно, перенести группу из центра города в менее приметное место, например в парк.
Необходимо отметить, что часть жителей города в первую очередь возмущал оголенный вид граций, установленных на месте костела святого Антония. К слову, в 1899 году окрашенный в желтый цвет храм посетил русский писатель Иван Бунин. Свои ощущения он отразил в романе «Жизнь Арсеньева»: «Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни святая София, ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами. Как потряс меня орган, когда я впервые (в юношеские годы) вошел в костел, хотя это был всего-навсего костел в Витебске! Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские гласы...»
Требуется инициатива
Нужно сказать, что с середины 1980-х витебчане активно включились в процесс развития инфраструктуры города по всем направлениям. Областная газета ввела специальную рубрику «Віцебск сёння і заўтра», в которой публиковались мнения читателей. Многие пожелания были реализованы. Например, в 1987-м предлагалось возвести памятник Александру Пушкину, который дважды проезжал через Витебск (памятник открыт в 1989-м), построить Певческое поле в пойме Ручая с концертным залом для проведения песенных праздников по типу фестиваля советской песни в Зелена-Гуре – побратиме областного центра (всего за полгода построенный Летний амфитеатр в июле 1988-го принял І Всесоюзный фестиваль польской песни). К слову, в 1986-м разрабатывался проект «Форума», как первоначально называли Летний амфитеатр, на площади Свободы.
Некоторые пожелания могут быть взяты на заметку и сейчас. В частности, ландшафт Юрьевой горки предлагалось использовать для создания культурно-оздоровительного парка с трассой для лыжных гонок, теннисными кортами, системой водоемов для купания и катания на лодках. Открытым остается и вполне логичный вопрос: почему в столице озерного края нет магазина по продаже местной рыбы?
Благодаря общественности власти отказались от идеи строительства Дома мод на месте разрушенной в 1936-м Воскресенской церкви. Уникальный храм возрожден в 2001 — 2009 годах. Поступало предложение о возведении стилизованной под старину звонницы на Успенской горке рядом с заброшенным цехом завода заточных станков. На этот раз власти не спешили с решением. Спустя почти десять лет пустующее помещение предприятия было снесено, и вскоре здесь началось воссоздание Успенского собора, взорванного в 1936-м.
Значительную роль в возрождении знаковых для Витебска церквей сыграл городской клуб любителей истории и старины «Узгор’е». Например, его члены вместе с активистами Октябрьского районного общества охраны памятников впервые пришли с носилками и лопатами на руины нынешнего Покровского собора на улице Шубина 7 августа 1986-го, чтобы очистить территорию от мусора. Потом подключились реставраторы и строители, завершившие работу в 1992-м. Кстати, в атеистическое время первоначально планировалось оборудовать в здании концертный зал камерной музыки, но затем собор передали православной церкви.
На концерт в Зеленый театр
На заднем плане снимка Юрия Реброва виднеется силуэт деревянного Летнего театра, горожане также называли его Зеленым из-за окраски стен. В то время он был самым вместительным концертным залом областного центра – до 800 мест. Когда в 1960-х над театром не было крыши, зрители сидели на скамейках и в случае дождя укрывались зонтиками. С возведением перекрытия появились и более комфортные кресла.
Сюда приезжали известные творческие коллективы и артисты. Например, кукольный театр Сергея Образцова, в труппе которого работал Зиновий Гердт, показывал знаменитый спектакль «Необыкновенный концерт». Пели Виктор Вуячич и Майя Кристалинская. В составе грузинского ансамбля «Орэра» играл на ударных инструментах и пел Вахтанг Кикабидзе. С творческими вечерами выступали киноартисты Николай Крючков, Марк Бернес, Лариса Ладынина. Злободневные монологи и сатирические куплеты исполнял популярный в то время артист эстрады Николай Смирнов-Сокольский.
Гастролировал в Летнем театре и знаменитый чеченский танцор Махмуд Эсамбаев. Бывший сотрудник объединенной дирекции парков культуры и отдыха Витебска Семен Дынкин вспоминал курьез, связанный с создателем первой в СССР программы «Танцы народов мира». Махмуд Эсамбаев танцевал босиком, поэтому на сцене зачищали доски, чтобы не было ни сучка, ни задоринки. Затем артист пожаловался, что ему мешает сквозняк, – пришлось вызвать пожарных, которые зашили щели в стенах. А в гримерке специально для танцора приехавшая с ним женщина варила кашу.
Во второй половине 1980-х Зеленый театр доживал последние дни, так как ему на смену должен был прийти строящийся Витебский областной Дворец культуры профсоюзов (ныне КЗ «Витебск»).
Фото Сергея ЛЯШУКА