Автор: . Дата создания:

В рубрике «Ретроспектива» мы не один раз публиковали снимки Константина Дурихина (1932 — 1986), демонстрирующие облик Витебска 1950-х годов. Фотограф-любитель и медик по образованию более шести десятков лет назад останавливал для нас мгновения, по которым мы можем судить о жизни города. При этом значительное количество снимков – цветные, что для тех времен было очень редким явлением и достаточно дорогим занятием. На них изображено строительство ул. Кирова, трамвай в центре города, реконструированный после войны вокзал, часть площади Ленина с новыми домами, былая застройка ул. Пушкина, весеннее половодье на Западной Двине, вышедшее на ул. Толстого.

Зеленый фургон

Очередная фотография Константина Дурихина открывает нам перспективу ул. Димитрова на пересечении с ул. Кирова, которая возводилась в 1947 — 1958 годах как парадная витрина областного центра. В газете «Віцебскі рабочы» в июле 1956-го главный архитектор города Л. Кузьменко сравнивал новую магистраль с улицей Горького (ныне Тверская) в Москве, Невским проспектом в Ленинграде, Крещатиком в Киеве. И недаром, ведь расширенная с 12 до 66 м бывшая Вокзальная улица застраивалась массивными зданиями в стиле советского монументального классицизма, более известного как сталинский ампир.

А пока проезд по будущему бульвару был ограничен, о чем свидетельствуют заградительные козлы, укрепленные положенными наверх жердинами. Деревянное сооружение перекрывало проезд в сторону вокзала. Возможно, на этой части улицы в день съемок укладывали асфальт.

В недавно заселенном доме №7 на первом этаже размещался магазин «Одежда», войти в который можно было со стороны обеих улиц.

Направляющийся в сторону завода им. Кирова (ОАО «Вистан») грузовик перевозит огромный ящик, похоже, с оборудованием, которое сопровождают находящиеся в кузове двое мужчин.

Но самым интересным объектом является встречная повозка, запряженная гнедой лошадью. Ею управляет пожилой человек в кепке, на вид которому около шестидесяти лет. На телеге установлена большая скрыня, окрашенная в сине-зеленый цвет. С какой же целью использовался такой гужевой фургон? Для доставки хлебобулочных и кондитерских изделий в торговлю и общепит. При этом тихоходный транспорт выполнял свою функцию до начала 1980-х.

Часть детства автора этих строк пришлась на конец 1970-х. Мы жили в микрорайоне ДСК на улице 39-й Армии, ближайшим магазином был «Первомайский» (сейчас магазин «Веста» №133). Ежедневно к главному входу подъезжал такой же фургон (единственное отличие, что колеса были не деревянные, а резиновые), старик-возница открывал боковые дверцы, и грузчики переносили в кондитерский отдел лотки с выпечкой – булочками, печеньем, бисквитными и песочными пирожными. Аромат был невероятно привлекательным, поэтому неудивительно, что некоторые дети мечтали устроиться на такую работу, когда вырастут.

Ну а движущийся по улице Димитрова фургон, вероятно, возвращался с завода им. Кирова, доставив свежую продукцию в столовую и буфет предприятия.

Человек за кадром

Вроде бы незатейливый сюжет зафиксировал Константин Дурихин. Но данный и другие его снимки по прошествии лет стали культурной и исторической ценностью. Поэтому мастер заслуживает того, чтобы о нем помнили.

Константин Дурихин родился в городе Красноводск (сейчас Туркменбаши) Туркменской ССР. Его отец Василий Иванович был ученым-медиком, в связи с этим семья часто меняла место жительства. После войны переехали в Витебск, где старший Дурихин возглавил кафедру микробиологии в мединституте. Со своей будущей женой Тамарой Константин учился в одном классе СШ №1. После школы поступил в мединститут. В 1956-м работал хирургом в Богушевской центральной районной больнице. Константин Дурихин мечтал заниматься научной деятельностью, поэтому через год вернулся в альма-матер на должность ассистента кафедры нормальной физиологии. Затем поступил в аспирантуру Ростовского университета, куда в 1959-м переехал вместе с женой и двухлетней дочерью Еленой. В 1971-м прошел по конкурсу в Волгоградский противочумной институт, и семья снова поменяла место жительства. На этот раз окончательно.

Елена Константиновна вспоминала, что отец много занимался фотографией, но не придавал этому большого значения. Но для нас его наследие – настоящий клад.