Автор: . Дата создания:

Белорусские гонщики участвуют в самом известном и суровом ралли-рейде в мире. В течение двух недель им предстоит пережить скоростные горные спуски, опасные песчаные горы и барханы, перепады температуры и давления. Среди покорителей «Дакара» – наш соотечественник, уроженец Докшицкого района Андрей Жигулин (на фото). В интервью «Витебским вестям» накануне необычной командировки он рассказал об условиях гонки, тренировках и любви к автомобилям.

— «Дакар» часто называют гонками на выживание. Неужели условия ралли настолько жесткие?

— Не то слово! Гонка проходит в экстремальных условиях – режиме полного бездорожья. Причем нынешний «Дакар» – один из самых продолжительных и трудных. В частности, организаторами предусмотрены спецучастки протяженностью свыше 600 км.

— Но вы ведь готовились к таким испытаниям?

— Безусловно. Экипажи белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» тренировались под Минском. Были как практические, так и теоретические занятия. Конечно, хотелось бы больше времени уделять тренировкам, но не всегда это удается. Хотя «Дакар» – самая серьезная гонка в году, и специально для нее собирают спортивные грузовики.

Правда, мы участвовали в российских чемпионатах. Это было своего рода прелюдией к «Дакару», во время которой мы оттачивали свое мастерство.

— Что представляет наибольшую опасность во время «Дакара»?

— Препятствий множество: это и сложные горные перевалы, и песчаные горы, и барханы.

— И, видимо, перепады температуры…

— Они не так влияют на автомобиль, как высота. В условиях высокогорья наш электронный двигатель не обладает настолько широким диапазоном регулирования мощностей. В остальном же белорусская техника прекрасно подготовлена к суровым условиям.

— Как организована связь между участниками белорусской команды во время гонки?

— Связь нам организует технический партнер –  один из мобильных операторов Беларуси. Каждому участнику выделены SIM-карты. В случае необходимости можно связаться с куратором команды или другими членами экипажа. В перерывах между гонками можем позвонить родным и близким. Кстати, я с собой беру и смартфон, и обычный телефон.

— Насколько я знаю, каждый экипаж получает от организаторов спутниковый телефон.

— Вот он как раз и подводит. На прошлых ралли были ситуации, когда спутниковый телефон оказывался бессилен, а GSM-связь, напротив, работала качественно. Так было и в 2012 году, когда в песках застрял один из наших экипажей. Тогда один из гонщиков поднялся на бархан и с помощью обычного мобильного телефона смог дозвониться до представителей команды. Это произошло около часа ночи. Организаторы уже спали, пришлось их спешно будить, поскольку каждая машина оборудована системой слежения, доступ к которой есть только у них. Мобильная связь тогда сильно выручила команду.

— Каков план команды на гонку?

— Стратегия команды – приехать к финишу в числе первых. Но по экипажам задачи разнятся. Я как механик вместе с пилотом и штурманом поеду на быстрой «техничке», которая предназначена для экстренного ремонта двух других экипажей. То есть в случае поломки двух других грузовиков, которые будут ехать впереди нас, мы должны быстро прийти им на помощь. Поэтому на нашей боевой машине – так называют автомобиль участников «Дакара» – будут все необходимые запчасти. Получается, в мои задачи входит поддержка работоспособности как собственного автомобиля, так и двух других боевых машин.

— Кого считаете конкурентами?

— Команды «КАМАЗ-Мастер», «Iveco» и «Tatra». Но, как показало наше участие в последнем ралли-рейде «Шелковый путь», с ними можно соревноваться на равных.

— То есть любители автоспорта за рубежом белорусов знают не понаслышке?

— Нас не только узнают, но и признают. Пока мы – единственная команда, которая на международном уровне представляет Беларусь в автоспорте. Это хорошая реклама для страны.

— Чем вас привлекает участие в подобных гонках?

— Спорт сам по себе затягивает. Это становится образом жизни. Попробовав раз, нельзя остановиться. Кроме того, когда тебя называют белорусским автогонщиком, испытываешь гордость.

 — А как вы попали в команду «МАЗ-СПОРТавто»?

— О ее создании узнал, еще будучи студентом БНТУ. Когда пришло время распределения, стал выяснять, как туда попасть. С первого раза это не удалось – пошел работать на Минский автозавод. Но вскоре появилась свободная вакансия в команде, чем я и воспользовался.

— Но любовь к гонкам, наверное, с детства.

— Куда уж без этого! У любого мужчины любовь к автомобилям зарождается еще в детстве. И я рад, что Витебщина за меня переживает и болеет. Я это ощущаю и этим горжусь.

— Насколько развит у нас автоспорт? Легко ли уроженцу нашей области начать им заниматься?

— Витебская область привлекательна для любителей автоспорта. Речь, конечно, идет не столько о грузовом автоспорте. Немало витеблян участвуют в классическом авторалли. На Витебщине есть как минимум две достойные трассы – в Лепеле и Ушачах. Радует, что гонки на них проводятся регулярно. Когда нас приглашают, мы всегда принимаем в них участие. В частности, выезжали на соревнования по джип-триалу и ралли-спринту в Лепеле.

Так что главное – иметь стремление и желание. Возможностей реализовать себя в автоспорте у жителей области предостаточно. Равно как и у нас, на «Дакаре».

Андрей Орлов, фото Игоря Старовойтова