Автор: . Дата создания:

 Юные капитаны Немо со всей области собрались в Оршанском районном центре технического творчества детей и молодежи, чтобы вступить в «морской бой». Спортсмены-судомоделисты, представители 9 команд из Витебска, Полоцка, Орши, Барани, продемонстрировали лучшие модели подводных лодок, военных кораблей, гражданских судов. В областных соревнованиях, посвященных Дню защитников Отечества, приняли участие сборные школ, клубов, учреждений дополнительного образования Витебщины области и члены ДОСААФ.

Орша по праву считается кузницей настоящих судомоделистов, победителей областных, республиканских и международных чемпионатов. Здесь этот увлекательный вид спорта с давних времен культивируется в центре технического творчества детей и молодежи. «Иногда приходится слышать: мол, вы занимаетесь детскими корабликами, игрушками, – говорит директор РЦТТДиМ Михаил Устинов.Но так может сказать только человек несведущий. Когда он впервые попадает на соревнования и видит, насколько технически сложны модели, насколько они эстетичны, мнение его кардинальноменяется. Он поражается, как вообще возможно такое сделать! Модели судов могут вызвать ассоциации с игрушками разве что из-за своих размеров. И вот почему.

Во-первых, модели – абсолютные, до мельчайших деталей, копии оригинала, вплоть до толщины (естественно, в соответствующем масштабе) леерного ограждения бортов. Они могут насчитывать от 5 до 18 тысяч деталей, каждая из которых изготавливается вручную.

Во-вторых, каждый экземпляр, принимающий участие в соревнованиях, – уникальное, а порой и выдающееся творение технического интеллекта и высочайшего мастерства автора. Модели ходят не только на аккумуляторах и электромоторах. Копию парохода приводит в движение самая настоящая, хотя и миниатюрная, паровая машина, а скоростные модели классов ФСР - такой же маленький двигатель внутреннего сгорания. Судомоделисты создают эти силовые агрегаты своими руками, решая массу оригинальных инженерно-технических задач.

Интересно, что модель делает почти все то же, что и настоящий корабль: вращаются орудийные башни, производится выстрел взлетают ракеты. Многокомандные модели способны выполнять более ста различных действий. Маленькие лебедки радиоуправляемых парусников поднимают и опускают паруса, подтягивают шкоты, заставляя яхту маневрировать по ветру так же, как и большое парусное судно. Естественно, управляющий такой моделью спортсмен должен хорошо знать теорию вождения кораблей под парусом.

Да, что говорить: авторский хэнд-мэйд плюс и высокие технологии. Путь к соревнованиям – это десятки эскизов и не один год кропотливой работы. Об этом подробнее рассказали Роман Кнырев и Алексей Устинов из Орши, занявшие 1-е и 2-е места соответственно в классе С6-А:

Первая наша задача – выбрать проект. Раздобыть чертежи оригинала или, по меньшей мере, подробные фотографии. Не всегда это бывает просто. Одно дело, если речь идет о гражданском судне, совсем другое – о современном военном корабле. Но конструктору нужен прежде всего внешний вид. При уменьшенных размерах судно должно правильно вести себя на воде, модель должна быть плавающей. Длина, ширина, осадка, динамические характеристики, устойчивость при волнении и ветровом напоре – все это нужно учесть в предварительных расчетах. Сколько понадобится оборудования и как его в модели разместить, чтобы она работала и не потеряла плавучести? Например, если судно на электроприводе, выбираются двигатели, а к ним по емкости, размеру и весу – аккумуляторы.

Модель должна ходить как минимум 15 минут – такое время нужно для преодоления дистанции и выполнения заявленных функций. А потом начинается работа, которая требует одновременной квалификации механика, опытного слесаря и, конечно же, конструкторского таланта. Следует обеспечить действие всех узлов и механизмов корабля. Потому построить модель – всего лишь полдела. Чтобы участвовать в состязаниях, надо научить ее ходить и правильно выполнять команды».

Итоги командного зачета подводили по четырем лучшим классам по 200-балльной системе. В результате «золото» досталось команде РЦТТДиМ Орши с общей суммой баллов 796,5. С разницей в 46 очков на 2-м месте оказались спортсмены ЦТТДиМ Барани Оршанского района, а «бронзу» завоевали судомоделисты ДТДиМ Витебска. Медали и призы областного чемпионата получили лучшие из лучших в своих классах моделей: Валерий Торгоня из Витебска, Дмитрий Куратов, Андрей Кулешов, Максим Марсиков, Роман Кнырев из Орши.

Фото Ольги Лебедевой. На фото: победитель Андрей Кулешов с моделью – копией гражданского судна