Опаленное войной детство
Владимир Николаевич родился в украинском Николаеве, где его родители познакомились и вместе окончили курсы крановщиков-машинистов. Затем по распределению переехали на Херсонщину. Здесь семья и встретила войну.
Очень четко сохранились в памяти яркие моменты Великой Отечественной. Когда советские войска оставили областной центр, на два дня воцарилось безвластие. Под оккупацией город жил под так называемым протекторатом румын, которые были даже жестче чем немцы. Последние скорее играли роль наблюдателей за союзниками и местным населением.
В 1943-м, когда советские войска перешли в наступление, оккупанты предъявили населению ультиматум: за 24 часа покинуть город. Володя, младшая сестра Валя, мама и бабушка (отец-подпольщик погиб в этом же году) отправились пешком за 60 км к родственникам в Николаев.
Освобождение города тоже ярко запало в детскую память. Сначала в порту (а недалеко от него и жила семья) высадился советский десант. А вскоре в город вошли наши части. Особенно впечатлили казаки, которые, как герои из прошлого, ехали на легендарных тачанках.
Становление мастера
Конечно, война очень повлияла на характер будущего тренера. «Мы вырастали маленькими хулиганами, — с улыбкой признается Владимир Николаевич. — Мать работала крановщицей на центральном судостроительном заводе, а мне была вольница». После окончания 7 класса в 16-летнем возрасте (война помешала сделать это ранее) по совету школьного учителя поступил в местное педучилище физического воспитания, хотя все друзья выбрали судостроительный техникум. Но о своем выборе до сих пор ни капли не жалеет. У человека на пути должны встречаться хорошие люди, которые помогут сделать правильный выбор.
А дальше была учеба в Белорусском институте физической культуры в Минске, городе, в котором до этого никогда не был. Тут тоже было дело случая. Тренер из училища на всесоюзной конференции познакомился с заведующим кафедрой из минского вуза — заслуженным тренером СССР Николаем Гурьевым. Тот попросил присылать в Беларусь способных парней. А Владимир был развитым юношей: и плаванием серьезно занимался, и в баскетбол играл, и боксировать пробовал.
Минск, конечно, тогда был не такой красавец город, как сегодня. Все-таки прошло только 10 лет после окончания войны. Институт располагался в старинном большом здании у Комаровского рынка.
В греко-римскую борьбу пришел, можно сказать, тоже случайно. После первого курса однокашник предложил попробовать, поскольку сам занимался борьбой. Подкупило то, что занятия проводил заслуженный тренер Советского Союза Михаил Мирский. Занятия не пропускал, тренировался целенаправленно. Хотя сложновато было с питанием, ведь жить приходилось на одну стипендию.
Со временем попал в сборную Беларуси, дважды был призером республики, общества «Буревестник» среди студентов СССР. Успехи пошли, но, считает Владимир Николаевич, поздновато начал. К тому же у Мирского были и более титулованные спортсмены, чемпионы Союза и т. д. Но все равно тренировки у мэтра очень много дали для общего развития в плане техники и тактики: очень уж разноплановые рядом были борцы. Уже тогда в душе зародилась уверенность, что это и есть будущая профессия. После окончания вуза, хотя тренер и просил оставить молодого человека в Минске, но ректор был неумолим: «У нас Витебск «голый», и оттуда к тому же поступила заявка».
На берегах Двины
В Витебск приехал в июне 1959 года, но оказалось, что общество «Спартак», куда получил распределение, отнюдь не горит желанием культивировать греко-римскую борьбу. Почти месяц, пока через облспорткомитет подыскивал работу, пришлось жить у друзей. Соседом, кстати, был будущий олимпийский чемпион — молотобоец Ромуальд Клим. Наконец, молодым специалистом заинтересовался председатель областного спортивного общества «Красное знамя» Анатолий Баранов, предложил заняться своим делом.
А условия изначально были никакие: ни залов, ни ковров. Использовали даже крошечные подсобные помещения, в которых приходилось на свой страх и риск вести секции. Сразу для себя определил приоритеты в выборе учеников. Не маменькины сынки из центрального района, а в какой-то степени даже хулиганистые парни с окраин. И ребята начали стекаться, тянулись к наставнику, ведь и тренеров по борьбе в городе, где тогда доминировал бокс, было мало. Сколько за карьеру сменили залов. Однако было весело и хватало энтузиазма, которого сейчас во всех сферах жизни немного встретишь.
И результаты пошли практически сразу. Первой ласточкой стал Геннадий Пригун. Когда он в 1962 году неожиданно даже для самого тренера выиграл первенство Беларуси среди юношей. Позже Виктор Исаков стал победителем первенства СССР среди юношей, а на следующий год выиграл чемпионат республики среди взрослых. Николай Хитряков был победителем молодежного первенства Советского Союза, Петр Шашков _ призером всесоюзных соревнований. И, конечно, неоднократный чемпион мира Игорь Каныгин, завоевавший «серебро» Московской Олимпиады. Да и каждый ученик оставил след в сердце тренера. Про них он может рассказывать бесконечно.
Только 5 лет назад Владимир Николаевич оставил любимое занятие, но по-прежнему являясь духовным наставником для своего лучшего ученика Игоря Каныгина, с которым вместе работал последние годы. Новым Каныгиным быть!
Сегодня Владимир на заслуженном отдыхе, но не перестает интересоваться развитием греко-римской борьбы. Считает, что хотя были шероховатости, но тренерская жизнь прошла как одно мгновение _ в удовольствие. Ведь главное для тренера, когда ученик вырос и в состоянии тебя заменить, продолжить дело.
Просто замечательно, что недавно в областном центре наконец-то открыли центр единоборств: эта база, хоть и расположена в отделенном месте, является очень хорошим подспорьем для развития новых талантов. А что они на Витебщине не иссякнут, Владимир Николаевич абсолютно не сомневается.
Фото Алеся Бынькова