Автор: . Дата создания:

В Витебске презентовали новый вид высокоскоростного и экологичного транспорта СТЮ или SkyWay. Посмотреть действующие модели в масштабе 1:10 можно было в ТЦ «Трио».

По струнам небесным

«Небесная дорога» – SkyWay. Под этим брендом в мир приходит струнный транспорт Юницкого (СТЮ). Это принципиально новая разновидность транспортных систем, придуманная белорусским инженером Анатолием Юницким 40 лет назад.

Все эти годы он пытался донести свою идею до чиновников разных уровней, но им казалось всё каким-то очень уж фантастичным. Хотя о телефоне без проводов мы ведь тоже мечтали всего каких-нибудь 30 лет назад, и вот наши мечты стали реальностью.

Наверняка кто-то представлял себе, каким должен быть транспорт будущего. Преуспели в этом киношники: чего только не напридумывали! Главные акценты разработчиков транспортных средств во всем мире – экономичность, эффективность, безопасность и экологичность.

Такой оптимальный транспорт разрабатывают и инженеры ЗАО «Струнные технологии», зарегистрированного в Минске в апреле 2014 года, где Анатолий Юницкий  – генеральный директор и главный конструктор.

В SkyWay электромобили на стальных колесах передвигаются по специальным рельсам, внутри которых расположены предварительно напряженные струны, благодаря чему сам рельс становится чрезвычайно прочным и гибким, а весь комплекс инфраструктуры приобретает высокую скорость, безопасность и низкую себестоимость.

Такую дорогу можно размещать над обычными, поэтому в пробках стоять не придется, а безопасность движения на втором уровне обеспечивает противосходная система.

Полная автоматизация передает бразды правления компьютеру, который ежесекундно отслеживает движение каждого участника и управляет им в зависимости от изменяющейся ситуации – что-то вроде единого диспетчерского пункта, таким образом исключается человеческий фактор.

Помимо всего прочего преимущества SkyWay в том, что струнные трассы занимают мало места, ведь конструкции эстакадно-подвесные, нужны лишь небольшие участки под опоры. А это значит, что их можно возводить в труднодоступных местах, где невозможно построить обычную дорогу или мост. Такой транспорт необязательно сооружать на земле, конструкции можно размещать на нескольких уровнях и протягивать от здания к зданию.

СТЮ развивается в трех основных направлениях: городской пассажирский навесной и подвесной со скоростью до 150 км/ч, грузовой и высокоскоростной междугородний, который со скоростью до 500 км/ч может вас умчать до 10 тысяч километров! Получается, что за 1 час можно добраться из Витебска до Москвы.

Увидеть воочию

У компании «Струнные технологии» есть ЭкоТехноПарк – центр испытаний, площадка, где демонстрируют, сертифицируют и продают технологию SkyWay. Здесь, на 36 гектарах бывшего танкового полигона в Марьиной Горке Минской области разместились образцы трасс и инфраструктурных сооружений. Любой желающий может посмотреть, как выглядит и как работает СТЮ.

1 июля 2017-го я воспользовалась такой возможностью и в числе 5000 гостей из 60 стран отправилась на «ЭкоФест» в Марьину Горку.

На въезде в ЭкоТехноПарк стоит один из первых экспериментальных образцов СТЮ – автомобиль ЗИЛ-131. Именно эта машина со специально адаптированными колесами использовалась в качестве тестового модуля в 2001 году в городе Озёры Московской области, где был построен первый испытательный полигон технологии SkyWay, задавший импульс дальнейшему развитию струнного транспорта. Кстати, возведение полигона велось по заказу администрации Красноярского края.

Совсем по-другому выглядят сегодняшние модели – юнибайки, юнибусы, юнитраки, которые как будто материализовались из какого-то фантастического фильма. И как же приятно осознавать, что собираются они не где-нибудь за границей, а в родной Беларуси: у компании есть свой цех в Шабанах, где до того делали «Ё-мобили».

Уже сейчас в ЭкоТехноПарке можно увидеть городской транспорт – юнибусы (для перевозок пассажиров на расстояния до 200 км) и юнибайки (замена автомобилю, велосипеду, мотоциклу с максимальной скоростью 150 км/ч).

К следующему «ЭкоФесту», который традиционно пройдет в июле, разработчики строят трассу длиной 22 км, где СТЮ сможет разогнаться до заявленных 500 км/ч. Нынешние линии слишком коротки для этого.

Впечатлил в ЭкоТехноПарке и деревянный вокзал с растительностью на крыше. На таких планируется пересадка с городского струнного транспорта на междугородний. Причем, как для себя определили создатели, интервал движения транспорта – 20 секунд.

Одной из особенностей SkyWay является экологичность. Во-первых, при эксплуатации сгорает в разы меньше кислорода, сокращаются выбросы в окружающую среду. А во-вторых, в зоне строительства транспортных эстакад не нарушается сложившийся ландшафт, сохраняются окружающая флора и фауна. И это тоже продемонстрировано в ЭкоТехноПарке.

Рядом с ультрасовременными трассами создано подсобное хозяйство, где выращивают яблоки, виноград, огурцы, клубнику, лук, салат и прочее. И никакой химии! Только натуральные органические удобрения. Здесь есть даже своя пасека и небольшие грибные плантации. Так что свое название парк вполне оправдывает: не только «техно», но и «эко».

Лед тронулся

В центре испытаний SkyWay уже побывали вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин, профессорско-преподавательский состав и студенты вузов, готовящих специалистов транспортной отрасли, – Белорусского национального технического университета и Белорусского государственного университета транспорта, а также делегации многих стран, которых заинтересовал новый вид транспорта. Среди них – Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Австралия, Молдова, Кыргызстан, Россия и другие.

Первым городом в мире, где в течение трех лет  будет построена 15-километровая трасса SkyWay, вероятнее всего, станет индийский Дхарамсала, где находится резиденция далай-ламы, который, к слову, принимал Анатолия Юницкого у себя и благословил его детище.

Однако где бы ни появилась первая транспортная система SkyWay, нулевой километр «небесной дороги» все-таки останется в Беларуси, в Пуховичском районе. Это закреплено в ЭкоТехноПарке специальным знаком, контурами напоминающим карту нашей страны.

Фото Елены АЛИМОВОЙ.