Автор: . Дата создания:

На карте Россонского района мы нашли необычное название населенного пункта — Ножницы. Решили в очередной командировке наведаться в эту деревушку, расположенную в отдаленной точке Витебщины, на самой границе с Россией.

Из райцентра добрались до агрогородка Краснополье, затем несколько километров по проселочной дороге и свернули на лесную. Поездка по ней оказалась небыстрой. Причина не в плохой дороге, она-то как раз была хорошей, хоть и вела, казалось, в самую чащу леса. А в том, что то и дело останавливались из-за боровиков, которые нельзя было не заметить из окна автомобиля и проехать мимо, чтобы не поклониться белым красавцам. Наконец показались опушка и табличка – «Ножницы». А за ней первый дом.

Старожилы

Как выяснилось, в нем живет самый старый житель деревни 90-летний Аркадий Гребнев. Но хозяина дома не оказалось, с наступлением осенних холодов он решил перебраться в отделение круглосуточного пребывания в Заборье. Дети в России, а туда он ни за что не хочет ехать. Город для него чужой, а родные места дороги сердцу.

Вот и Тамара Александровна Зай­цева вернулась в Ножницы из Санкт-Петербурга. Уехала в молодости, а когда вышла на пенсию, потянуло на малую родину, в родительский дом. Здесь встретила свою вторую половину – москвича Анатолия Полежаева.

– А вас-то как забросило в здешние края? – интересуемся у Анатолия Николаевича, который подошел к гостям с тарелкой только что собранного винограда.

– Судьба, – начал рассказ 82-летний мужчина.

О красивой белорусской деревеньке среди леса на берегу озера он услышал в Москве, в туристическом клубе. Приезжал сюда с семьей, с друзьями в течение 35 лет. Собирались в путь компанией на девяти машинах, разбивали палатки, рыбачили, подружились с местными жителями, брали у них молоко, овощи.

– Потом умерла супруга, а я не захотел возвращаться в Москву. Встретил Тамару Александровну, решили проводить старость вместе. Мне по душе это место, люди тут все добрые. Никогда двери на замок не закрываем. Зимой во двор звери лесные заходят. Мы их не трогаем, они нас. Озеро чистое, раки водятся, – поясняет Анатолий Николаевич.

– Интересовались, почему деревня называется Ножницы? – спрашиваем.

– От рыболовов слышал легенду, будто жил на берегу озера возле большого камня портной. Шил всем бесплатно. А пастух Васька над ним посмеивался. Разозлился портной, бросил ножницы о валун, он и разбился на мелкие камушки. Так и стали называть это место Ножницами, – делится своей версией Анатолий Полежаев и советует проехать чуть дальше вдоль берега одноименного с деревней озера.

Там есть небольшой участок, где камушки бисером рассыпаны по кромке водной глади. А в остальных местах берег песчаный. Всем приезжим местные жители советуют посмотреть на это чудо природы. Или сотворенное портным?

Управделами Краснопольского сельсовета Наталья Артемьева, которая вызвалась нас сопровождать в лесную деревню, уточнила, что в Ножницах официально числится восемь жителей. Остальные – дачники, большинство из Санкт-Петербурга и Москвы. Ни один из домов не пустует, во всех живут, кто постоянно, кто с ранней весны до поздней осени. В числе первых Валентина Зайцева. Ее муж был старейшиной, недавно умер. Валентина Александровна вспоминает, как всей деревней отмечали в прошлом году 80-летие супруга. В Ножницах так принято: праздники встречают вместе. Гостей не надо звать – сами придут, с подарками, добрыми словами.

– На Новый год то в одном доме собираемся, то в другом. Никто не скандалит, не ругается. Пьяниц нет, – рассказывает женщина.

Они с мужем переехали в эту деревню из Полоцка. Юрий Александрович бывал здесь на рыбалке, присмотрел дом, который продавали.

– Красивее места не найти. Ягод, грибов довольно. Боровики сушу и солю, опята мариную. На днях на ту сторону реки на лодке переезжали за клюквой. Автолавка приходит два раза в неделю, мобильная связь налажена, скорая без труда добирается, – поясняет женщина и делится недавним разговором с племянником.

Тот живет в Москве. И его друг, никогда не бывавший в Беларуси, предлагает поехать в Россонский район, говорит, что там есть хорошее место – Ножницы.

– Чудо! – восклицает Валентина Александровна и тоже настоятельно советует полюбоваться на озеро с самого красивого места, оттуда, где рассыпаны камушки.

Прадед основал деревню

По совету наших собеседников отправились на поиски места, где по преданию портной разбил ножницами валун. Проехать туда на легковой машине нелегко, немного пришлось идти пешком. Действительно, всюду вдоль берега песок, а тут будто кто-то рассыпал гальку. Для заезжих висит табличка о том, чтобы соблюдали чистоту.

Ножницы разрезаны на две части, которые разделяют небольшая речушка и лесок. Дома отличаются друг от друга, здесь можно встретить и столетние деревянные избы, и двухэтажную виллу, и скандинавский домик. В последнем обосновался профессор из России. Но в этом году из-за эпидемии не смог перебраться на свои летние квартиры. А его сосед – кандидат технических наук из Питера – успел до закрытия Россией границы.

Юрий Бабахин коренной петербуржец. Но и здешние места ему не чужие.

– Мой прадед по бабушкиной линии основал Ножницы, – с ходу заявляет Юрий Михайлович и рассказывает семейную легенду, подтвержденную сведениями, которые его дочь нашла в архивах.

Прадед Юрия Бабахина, у которого было четыре сына и дочь, поставил на берегу озера, на окраине леса дома для сыновей. Один из них после революции стал председателем колхоза, и с соседних хуторов сюда стали переезжать жители. Так и сложилось: с одной стороны деревни четыре дома, построенных прадедом, с другой – переселенцев.

– Бабушка вышла замуж в деревню километрах в 17 отсюда, сейчас это другое государство – Россия. Теперь такого населенного пункта нет на карте, фашисты сожгли в годы войны. А я с третьего класса отдыхал в здешних местах у родственников. Потом родители купили этот домик, который достался мне. С женой приезжаю каждую весну, здесь внуки наши росли, – рассказывает Юрий Михайлович.

Его супруга – Светлана Ивановна – отменная пловчиха, участвовала в соревнованиях, ездила выступать в Москву. Поэтому сразу полюбила Ножницы за возможность поплавать и за удивительную природу. Окна дома Бабахиных выходят в лес, в двух шагах от участка полянка, усыпанная рыжиками. Будто никто их и не собирает.

Юрий Михайлович до пенсии работал в проектном институте, разрабатывал технику. Это видно сразу. Он сам соорудил систему водоподачи, поставил насосы, нагреватели. Так что в лесной глуши есть водопровод с холодной и горячей водой, душ. А рядом – банька по-черному, под дубом, который, по словам хозяина, дает природное тепло, заряжает энергетикой.

Название деревни он объясняет по-научному. Шел ледник, образовались озера, которые по конфигурации напоминают ножницы. Кстати, деревня, окруженная тремя озерами – Синьша, Волобо и Ножницы, – входит в республиканский ландшафтный заповедник «Синьша».

Разрезают воду и дороги

Еще одну версию о названии населенного пункта, затерянного среди леса, озвучила Надежда Дьяченко. Она, как выяснилось, тоже имеет прямое отношение к основателю деревни.

– Дорога идет прямо, а потом расходится, будто раскрытые ножницы, – говорит женщина, поразившая нас своей красотой, которая с годами приобрела особую неотразимость.

Невольно вспомнились слова Коко Шанель: «В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа, в тридцать – которое вылепила вам жизнь, а в пятьдесят – которого вы заслуживаете». Надежда Федоровна двоюродная сестра Юрия Бабахина. Ее мама подростком уехала в Санкт-Петербург, где и родилась наша собеседница.

– Мама ездила сюда к родственникам и меня брала с собой. Здешние места у меня связаны со счастливым детством. Когда ушла на пенсию, решила получить вид на жительство на родине своих предков. Полгода живем с мужем здесь, полгода – в Питере, – рассказывает Надежда Дьяченко.

Корни супруга Надежды Федоровны тоже белорусские, его бабушка из Могилевской области. Так в Санкт-Петербурге однажды встретились два родственных человека, которые в Ножницах отметили всей деревней 55-летие своей семьи.

Уезжать из красивой деревушки, где живут под стать ей удивительно красивые и открытые люди, совсем не хотелось. Так необычное название населенного пункта, на которое мы натолкнулись случайно, заставило задуматься о своих корнях, о зове предков, об истинных ценностях жизни, о человеке, с которым хотелось бы быть счастливым в старости…

Фото Дмитрия ОСИПОВА.