Автор: . Дата создания:

На карте Россонского района немало удивительных мест, в том числе вдали от туристических троп. В свое время мы рассказывали о деревне Ножницы, затерявшейся в лесу в окружении трех озер, которые по конфигурации напоминают портняжные ножницы. А на этот раз мы отправились в населенный пункт с не менее говорящим названием — Перевоз.

Деревня находится на севере Витебщины, недалеко от границы с Россией. Дорога к ней идет через лес и выводит к деревянному мосту через реку Дрисса, за которым и стоит указатель — «Перевоз». Кстати, она неподалеку вытекает из одноименного озера. А втекает река Уща, которая огибает населенный пункт с другой стороны. Природа создала живописнейший пейзаж. Неслучайно здешние места входят в республиканский заказник «Синьша», который объединяет уникальный природный ландшафтно-озерный комплекс с популяциями редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Беларуси.

С Ямала в белорусскую глубинку 

В Перевоз я хотела попасть давно. Причин несколько. Одна из них – рядом с деревней расположены два археологических объекта, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, – овеянная легендами Гора Рогволода и Рогнеды XII века и курганный могильник IX – XIII веков. Другая – местное кладбище расположено на острове, и к нему можно добраться только на лодке. А еще слышала, что в этой глубинке, в девственных заповедных местах, жители обустроили свой быт, ничем не уступающий городской цивилизации.

Хозяин первого дома, в который мы напросились в гости, с дороги пригласил на кофе. Александр Иванов не коренной житель. Работал на Ямале, потом некоторое время в Москве, а в здешние места приезжал отдыхать. В течение нескольких лет останавливался в агроэкоусадьбе в Заборье, да так прирос к здешней красоте, что решил тут пустить корни – обосноваться на пенсии. Попросил подыскать поблизости домик в деревне и пять лет назад переехал в Перевоз.

– Мы с другом по Ямалу купили два стареньких дома и переоборудовали их под себя, – рассказывает Александр.

«Под себя» – это холодная и горячая вода в доме, ванная, камин, напичканная техникой кухня, усилительная установка для скоростного интернета. Окна во всю стену открывают живописную панораму.

– Тихо, спокойно, природа удивительная. Для жизни всё есть, – поясняет собеседник.

В наш приезд его супруга – Танзиля, которую местные жители называют Татьяной, уехала к дочери в Черногорию. А Александр ждал в гости другую дочь с внуками. У него четверо детей и пятеро внуков. Все любят отдыхать в Перевозе.

– За продуктами езжу в магазин в Краснополье в 14 километрах отсюда или в Заборье – в пяти километрах. Приезжают и автолавки, от райпо и частная. Можно купить любые продукты, – рассказывает хозяин.

На стене обратили внимание на фото церкви. Хозяин пояснил, что этот храм они с братом построили в Тверской области в память о родителях.

Александр вызвался показать все местные достопримечательности и предложил пересесть на его машину-вездеход, в кузов которой поместилась лодка. На стареньком авто, которое может преодолеть любое бездорожье, отправились к острову, который в краеведческих источниках называют Горой Рогволода и Рогнеды или Рогнединым курганом.

К Рогнедину кургану 

Курган омывают с одной стороны озеро Дрисса, с другой – река Уща. По народному преданию, именно на этом месте был убит полоцкий князь Рогволод после захвата во второй половине X века Полоцка новгородским князем Владимиром Святославичем. А через несколько десятилетий здесь же была похоронена Рогнеда-Горислава, дочь Рогволода, которая считается первой в Древней Руси монахиней – Анастасией. Достоверно нельзя сказать, так ли это на самом деле. До сих пор историкам неизвестно точное местонахождение могилы Рогнеды. Некоторые считают, что она могла быть в этом кургане, другие – в Заславье, в монастыре на берегах Свислочи, где провела княгиня свои последние годы. Так или иначе, но названия «Гора Рогволода и Рогнеды» и «Рогнедин курган» встречаются в краеведческих источниках с 1867 года.

В свое время городище обследовали археологи и обнаружили фрагменты гончарной и лепной керамики XII века, а также предметы значительно более раннего периода: сверленые каменные топоры времен неолита или раннего бронзового века.

Когда-то этот высокий холм был полуостровом, но потом отделился протокой метров 20 шириной, и попасть на него можно только на лодке, что мы и сделали. Александр повел нас по крутой заросшей тропинке к вершине кургана. Здесь на самой высокой точке лежит древний каменный крест, сохранился и фундамент часовни. Из артефактов – и старинная могильная плита с надписью на латинице – Julija. В некоторых источниках можно прочесть, что Перевоз принадлежал помещице Марии Бошняк. Возможно, имя на плите имеет отношение к родным владелицы имения. Но это только догадки.

Деревенские захоронения находятся с двух сторон подножия холма. Есть старинные – 1840 года и недавние. Последнее появилось два года назад.

– Похоронил своего друга, о котором говорил. Ходили по-соседски в гости друг к другу, теперь здесь его навещаю, – рассказывает Александр и показывает еще одну могилу – 94-летней женщины.

– Любовь Даниловна Кальнина – добрейшей души была человек. Мы любили приходить к ней в дом, слушать ее рассказы. Судьба у нее тяжелая. В годы Великой Отечественной войны попала в концлагерь, сбежала. А когда здешние места освободили, хоронила наших солдат. Ухаживала за могилкой. Когда уже не могла далеко ходить, попросила отвезти ее на то место. Плакала, – вспоминает наш попутчик.

Мы потом побывали на том захоронении, которое находится на подъезде к деревне, перед мостом. А с другой стороны – памятный знак в честь соединения партизанских отрядов с действующей армией. Оба места ухожены, за этим следят работники лесхоза, и местные жители приходят сюда на 9 Мая, на Радуницу.

А на Троицу отправляются на остров. Приезжают в Перевоз из соседних деревень, в том числе и на российской стороне. Просят переправить их на кладбище на лодке. Обычно этим занимается один из двух коренных жителей – Анатолий Дроздов.

«Живем как одна семья» 

Анатолий Дроздов переехал в Перевоз из Новополоцка 30 лет назад. Поселился в доме, который строил его дед.

– Родители познакомились в Германии, куда их в годы вой-ны угнали немцы, вернулись на родину после освобождения, – рассказывает мать Анатолия – Лариса Дроздова, которая почти постоянно находится в Перевозе. – В 1949-м приехали в Полоцк. Папа сначала работал в леспромхозе, а потом с мамой перебрались в деревню и от Полоцкого рыбзавода стали ловить рыбу. Тридцать лет этим занимались. У родителей было четверо детей, большое хозяйство: коровы, индюки, куры, гуси. Я в школу ходила за 3 км, а в старших классах – за 7, 

Лариса Анатольевна добавляет, что ее родители были очень гостеприимные. Часто приезжали бывшие узники. Порой и по 18 человек в доме принимали. Одна семья из Витебска в течение 12 лет здесь отдыхала, а потом построила свой дом.

– Мы все, новополоцкие, витебские, питерские, москвичи, живем как одна дружная семья. Вместе праздники отмечаем, на дни рождения ходим в гости или собираемся на поляне, где речка впадает в озеро. Это место мы называем Рог, – поясняет Лариса Анатольевна и приглашает в гости.

Сетует, что яблоки из отцовского сада нынче не уродили, а то бы угостила. В прежние годы всем гостям раздавала.

Рыбака видно издалека 

Еще одного местного жителя – Петра Кальнина – мы застали на озере.

Места здесь рыбные. В озере Дрисса встречаются окунь, щука, линь, язь, жерех и другие виды. В Перевозе все рыбачат – и мужчины, и женщины.

– Дом в 1966 году отец строил, мне десять лет было, помогал ему, – рассказывает Петр, сын Любови Даниловны, на могилу которой указывал Александр.

Сейчас он остался один. Семью не завел. Рыбачит, сажает огород. Считает, что всё в жизни у него хорошо. Соседи замечательные, помогут, чем могут.

На обратной дороге с озера на мосту нас встретил бигль по кличке Грэм.

– Он хоть и молодой, но зверей отгоняет, – поясняет Татьяна Рыхлова, дачница из питерского пригорода Колпино.

Дом в Перевозе купили ее родители, которым посоветовал эти места знакомый из соседней деревни. Теперь здесь проводят все лето. Мужа Татьяна называет щукарем, он заядлый рыбак, без щуки редко возвращается.

А зверей в округе Перевоза немало. На днях местный житель ехал на велосипеде и встретил медведя. Крутил педали во всю силу.

На родину дедушки 

Возле дома Владимира Черепнина стоит трактор.

– Всем огороды пашу, – поясняет хозяин.

Он по натуре и образованию технарь. Более 40 лет проработал в инструментальном цехе витебского завода «Монолит», а два года назад ушел на пенсию, и Перевоз стал для него вторым домом. Здесь больше времени проводит, нежели в городской квартире.

– Это родина моего дедушки, он всю войну прошел, дошел до Кенигсберга. Бабушка, коренная витебчанка, жила здесь с 1990-х годов. Я детство проводил в Перевозе, – рассказывает он.

К обустройству быта в деревенском доме Владимир Черепнин подошел основательно. Выкопал скважину, провел воду и установил стиральную, посудомоечную машины. Дрова колет не вручную, а дровоколом. Не забыл и про работу на станке с ЧПУ, который стоит в сарае. На нем он вырезает иконы. Задает программу, а машина «пишет». Одну икону отдал в россонскую церковь, другие повесил у себя в доме.

– В город уезжаю на недельку-две. На пенсии лучше места не найти. Крестьянской работе научился от дедушки. Все делаю сам. Огород сажаю, пчел держу, природой любуюсь, – поясняет собеседник.

ЭПИЛОГ 

Перевоз — название лодочной или паромной переправы через водную преграду, от которого возникло множество топонимов. Одно из них и закрепилось за деревней на Россонщине. И хотя сегодня в населенный пункт можно попасть по старому деревянному мосту, лодочная переправа существует. К овеянному легендами острову, могилам предков, месту силы. Из уст уста переходит поверье, будто накануне большой опасности с кургана спускается всадник на белом коне в боевых доспехах. Пока никто его не видел, а значит, беды обходят здешние края, и люди тут живут в согласии с природой и миром.