Корабельные паруса и фетровые шляпки
О Тызенгаузах директор районного краеведческого музея Раиса Кураченко может рассказывать часами. Действительно, личности это были незаурядные, прославили небольшой белорусский городок на весь мир. Антоний, при котором начал строиться дворец, был подскарбием (на современном языке – министром финансов) Великого княжества Литовского. По духу реформатор и новатор, он решил свое родовое имение сделать экспериментальной площадкой для апробации идей, переносил сюда все самое современное, что появлялось в Европе. Когда он приехал в Поставы, увидел полную нищету – даже шляхта жила в землянках, крытых гнилой соломой. Как человек передовых взглядов Антоний понимал, что только промышленность даст импульс к развитию здешних мест. Он начал строить 35(!) мануфактур, приглашал мастеров из Италии, Германии, а работников набирал местных, обучал их разным профессиям. В Поставах делали корабельные паруса, фаэтоны, дилижансы, гербовую бумагу, ковры, модные фетровые шляпки и много других востребованных на рынках Европы вещей. Параллельно Антоний уделял внимание социальным и культурным объектам. В центре Постав возвел крытый рынок, дома ремесленников, здание городской канцелярии и суда, школу, аустерию (что-то вроде ресторана), заезжие дома, гостиницу, аптеку. Кстати, ансамблевая застройка, созданная по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сака, считается первой на территории Беларуси.
Корни русского балета
Свой дворец Антоний Тызенгауз превратил в центр искусств. Открыл первую в Речи Посполитой балетную школу, которая стала родоначальницей знаменитого русского балета. Дело в том, что поставскую труппу Антоний подарил своему другу детства королю Станиславу Августу Понятовскому, а тот, будучи в приятельских отношениях с Екатериной II, отправил ее в Россию. Так что у истоков русского балета стояли танцоры с белорусскими корнями – Даревские, Кухальские, Бжазинские и т. д.
Именитый род
Второй этап расцвета дворца связан с именем внучатого племянника Антония Константина Тызенгауза. Он пристроил к центральной части флигели и развернул здесь большую научную деятельность. Открыл крупнейший в Европе орнитологический музей с пернатыми из разных концов света. А еще он собрал коллекцию картин всемирно известных живописцев. На стенах висели оригинальные работы Рембрандта, Дюрера, Леонардо да Винчи, Рубенса, Гобена и других художников.
Среди Тызенгаузов были и другие известные личности. Так, София Тызенгауз – одна из красивейших женщин своего времени, она пленила самых могущественных мужчин: императоров Александра I и Наполеона Бонапарта. Федор Тызенгауз, зять Михаила Кутузова, стал прототипом Андрея Болконского в романе Льва Толстого «Война и мир», а с его дочери Дарьи Александр Пушкин согласно одной из версий списал образ Татьяны Лариной для своей поэмы «Евгений Онегин». Рейнольд Тызенгауз – основатель судоходства в Литве.
Приоткрывая дворцовые тайны
Разрабатывая концепцию экспозиции, Раиса Кураченко основывалась на том, что нужно представить самое значимое в истории края. Многие краеведческие музеи, стараясь охватить все темы, похожи друг на друга. А интереснее выбрать то, чего нет в других местах. Так появилась мысль уделить особое внимание истории единственной в Российской империи кавалерийской школе, летние лагеря которой располагались в Поставах, и страницам истории Первой мировой войны.
– Летом 1915 года германские войска дошли до Постав и здесь установилась линия фронта. Война перешла в позиционное состояние, в течение трех лет по разные стороны жили немцы и русские. Спокойно существовали, были только отдельные стычки. Обустраивались основательно, до сегодняшних дней в большом количестве сохранились дзоты, окопы, доты разных конфигураций. Мы разработали туристический маршрут по местам былой линии фронта. А в экспозиции представили предметы, найденные во время экспедиций: погоны, пряжки, другие детали обмундирования, оружие, стремена, нагайки и многое другое. Именно в наших краях был применен газ иприт, от которого погибло мирное население. В деревне Сивцы установлен памятник, посвященный жертвам войны, – рассказывает Раиса Кураченко.
Петербург – Поставы
Много интересных экспонатов собрано в разделе, посвященном истории Санкт-Петербургской офицерской кавалерийской школы. С 1899 года она арендовала участок в поставском имении графов Пшездецких. Здесь были построены охотничий замок, конюшни на двести лошадей, зверинец для оленей и псарня. Кроме этого, были оборудованы трасса для скачек, конкурное поле, теннисные корты. Тут проводились занятия по мастерству верховой езды. Как это выглядело, можно увидеть на кадрах 4-минутного фильма из жизни школы 1909 года, который есть в фондах музея. Командовал летними лагерями в Поставах знаменитый генерал Алексей Брусилов.
В экспозиции представлен макет замка и иллюстрации из альбома «Парфорсная охота в имении Поставы» Александра Долматова. Конная охота с гончими на оленей, лис входила в программу обучения кавалеристов и была местной особенностью рубежа веков. С волнением, не скрывая слез, директор музея рассказывает еще об одном экспонате:
– У последнего хозяина дворца Тызенгаузов служил садовником Александр Отвалко. Пан дал ему деньги на обучение сына в кавалерийской школе. Тот закончил ее с отличием и получил от добродетеля гобелен. Прошло много лет, как-то в музей зашла молодая женщина, приехавшая из Кубы, чтобы продать родительский дом в Поставах, и предложила посмотреть старые вещи. Я зашла к ней и сразу обратила внимание на висящий на стене гобелен. Женщина поведала его историю и сказала, что Эрмитаж предложил купить его за 5 тыс. долларов. Конечно, я не посмела попросить ее отдать гобелен нашему музею. А на следующее утро она пришла со свертком и говорит: «Пусть о нашем роде останется память».
И еще один факт. Реконструкция подвальных помещений дворца была частью литовско-белорусского трансграничного проекта, призванного способствовать объединению культурно-исторического наследия рода Тызенгаузов. Изначально нашей стороне планировалось выделить 251 тыс. евро. Однако когда Поставам понадобились дополнительные 65 тыс., литовцы передали эту сумму из своих сэкономленных средств.