В прошлом году нашу область посетили около 450 тысяч организованных туристов, это лишь те, кто останавливался на ночлег. Статистика свидетельствует, что в последние годы туристический поток постоянно увеличивается. Приезжих привлекают обновившийся областной центр, отличная инфраструктура, доступные цены, гостеприимство белорусов и многое другое. Однако, по мнению большинства специалистов, туристический потенциал северного региона раскрыт далеко не полностью. В чем причина? Корреспондент «ВВ» выяснял слабые и сильные стороны Витебщины туристической.
Больше творчества– больше туристов
В области почти сотня туристических организаций. Многие из них сейчас активно пропагандируют въездной туризм, открывают новые «точки притяжения» для приезжающих, превращают экскурсии в настоящие театрализованные шоу. По мнению туроператоров, потенциал Витебщины в этом плане большой, главное – предлагать более разнообразный и необычный туристический продукт.
В то же время, по мнению Людмилы Сеньковской, на Витебщине, особенно в областном центре, очень не хватает исконно белорусских, аутентичных мест отдыха вроде «Дудуток» под Минском.
– Туристов очень привлекает национальная кухня, кафе, оформленные в народном стиле, – говорит она. – А в центре Витебска таких мест нет, зато есть пиццерии, которыми иностранцев давно не удивишь.
Пока оставляет желать лучшего и уровень сервиса в наших отелях. А в это понятие входит все – от оформления входа и ресепшна до белья в ванной комнате и улыбок обслуживающего персонала.
– Мы давно участвуем в различных международных туристических выставках, – говорит Лариса Петровская. – Долгое время Беларусь ассоциировалась лишь с Минском, Хатынью и Брестской крепостью. Сейчас иностранцы знают о нас намного больше. Специально для этого мы организуем рекламные туры по Беларуси для зарубежных туроператоров. Провозим их по всей стране, но основной акцент делаем на Витебщине. Витебск презентуется как культурная столица, а Полоцк – как древнейший город-патриарх. И эффект есть: все больше туристов, побывав в столице Беларуси, в Мирском и Несвижском замках, хотят увидеть Софийский собор и Летний амфитеатр. Наш край нужно рекламировать всеми доступными средствами. Например, мы сделали 12-минутный документальный фильм о Витебске, открыли информационно-туристический центр с актовым залом, где к услугам гостей немало познавательных материалов и сувениров (путеводители, карты, фотоальбомы), здесь же показывает представления батлейка. Наши экскурсоводы разрабатывают авторские анимированные программы, в том числе водные путешествия на теплоходах. Специально привозим туристов на фестивали и пленэры.
По словам Ларисы Петровской, проблема и в том, что в Витебске сохранилось немного исторических зданий, и обычно туристы гостят здесь не более одного-двух дней. Не хватает для областного центра и развлекательной индустрии, прежде всего детской. В то же время директор «Илвы» убеждена, что Витебщина – регион со множеством достопримечательностей. Задача туроператоров – их видеть и открывать для гостей.
Минусы и плюсы
Один из самых известных на Витебщине экскурсоводов-краеведов, доцент, кандидат исторических наук Николай Пивовар уверен, что Витебску есть чем привлечь туристов.
– Сейчас у нас имеются и восстановленные памятники, и неплохо сохранившаяся старая жилая застройка – улицы Кирова, Комсомольская, Суворова. Богат на исторические места и Витебский район. Это усадьба Игнатия Маньковского 1804 года постройки в деревне Мазолово, усадьба Владимира Адамова в Больших Летцах, а недалеко – самая глубокая часть Западной Двины и загадочное место, где люди теряются во времени. Здорово бы все это связать в единый маршрут, – рассказывает он. – Иными словами, туристический потенциал у нас большой, но не хватает хорошей логистики.
По словам краеведа, чувствуется и недостаток популярной литературы о Витебске и его окрестностях, фактически нет буклетов по конкретным туристическим маршрутам.
– Такая продукция должна печататься тысячами экземпляров и распространяться бесплатно, – убежден Николай Пивовар. – Мало кто знает, например, что в Витебске 128 музеев. Сюда, конечно, входят и школьные, и ведомственные, но зато какие! Чего стоят музеи кино, милиции, кулинарного искусства, И. И. Соллертинского!
Екатерина Плытник, преподаватель кафедры истории Беларуси ВГУ имени П. Машерова, работающая над кандидатской диссертацией «Музейный маркетинг», не один год занимается проведением экскурсий. По ее словам, как бы это кощунственно ни звучало, но вся суть туристического бизнеса – заставить человека расстаться как можно с большим количеством денег, да еще и с удовольствием.
– Наша проблема в том, что мы зачастую не умеем взять эти деньги, – говорит она. – Только недавно в торговых точках появился выбор сувениров, связанных с Витебском. Но даже сейчас кое-где можно встретить «национальные» изделия из соломки или лозы, сделанные… в Китае. А ведь сувениры можно делать из чего угодно. Например, сейчас в странах Западной Европы в музеях можно купить даже коврики для компьютерной мышки с видами исторических памятников. Не хватает Витебску сувенирных лавок.
По мнению Екатерины Плытник, оставляет желать лучшего и гостиничная инфраструктура северной столицы. Большинство местных отелей не зарегистрированы на популярных среди западных туристов интернет-сайтах, а их собственные виртуальные страницы только на русском языке. Отпугивает потенциальных гостей и недешевая стоимость проживания, что, кстати, отмечают многие туроператоры, но об этом чуть позже.
Денис Юрчак, заместитель декана исторического факультета ВГУ имени П. Машерова, где готовят будущих экскурсоводов, считает, что за последние годы Витебщина стала намного привлекательнее для иностранцев.
– В областном центре появились новые достопримечательности, – отмечает он. – Благодаря государственной поддержке активно развивается агроэкотуризм. Среди туристов очень популярны «зеленые» туры в биосферные заповедники, охотничий туризм.
В то же время некоторые «технические» мелочи портят впечатления о нашем крае. По словам специалиста, в Витебске нет парковок для туристических автобусов, невозможно заранее бронировать места на прогулочных теплоходах для организованных групп, оставляет желать лучшего и подъезд к некоторым историческим достопримечательностям – костелу Святой Варвары, дому-музею Марка Шагала, памятнику ветеринарному врачу возле ветакадемии и так далее. Сказывается и банальная нехватка общественных туалетов в городе и на автозаправках. Объезжают наши края и люди, путешествующие своим ходом в «домах на колесах». Дело в том, что многие белорусские заправки попросту не могут обслуживать такую технику (замена биотуалета, заправка пресной водой). Также экскурсоводы отмечают, что в Витебске очень мало бесплатных точек доступа к Интернету, уличных информационных стендов. Не помешал бы и еще один информационно-туристический центр, например, на железнодорожном вокзале.
К слову, в том, что печатной продукции о Витебске в продаже недостаточно, я убедился лично. Прошелся по центру города и за-глянул в киоски «Витебскоблсоюзпечати». Нигде не нашлось даже обычного путеводителя. Топографические карты города, которые есть в продаже, вряд ли будут интересны туристам. Не лучше обстоят дела и в книжных магазинах. В одном из них с большим трудом отыскали путеводитель по Витебску, в единственном экземпляре и только на русском языке.
Дорогой ночлег
Неоднозначный вопрос – стоимость проживания в витебских гостиницах. Туристы и туроператоры считают, что цены явно завышены, к тому же предоставляется мало скидок.
Обзвонив наиболее крупные гостиницы, я узнал, что номера в них даже в «не сезон» обычно заняты на 50-70%. В отеле «Лучеса» стоимость популярного среди путешественников двухместного номера в зависимости от интерьера составляет от 470 до 711 тысяч в сутки (плюс 90 тыс. за утренний швед-ский стол). Хотя есть и трехкомнатные апартаменты за более чем 1,5 млн в сутки. В «Эридане» похожий номер стоит от 770 тыс. до 1 млн рублей (90 тысяч – завтрак). В гостинице «Ветразь» двухместный номер повышенной комфортности обойдется примерно в 500 тыс. рублей в сутки (завтрак 110 тысяч). Есть и шикарные люксы, оформленные в авторском стиле, по 1,1-2,5 млн. В отеле «Витебск» двухместный «стандарт» обойдется в 496 тыс. (с завтраком). Апартаменты с кухонной зоной стоят от 1,6 до 1,8 млн. в сутки.
Единственный в Витебске бюджетный «Хостел» способен принять лишь 53 человек, но, по словам его хозяйки Юлии Пухловской, этого вполне достаточно для провинциального города.
– Туристов у нас не более 10-15%, да и то они гостят лишь несколько дней, – говорит она. – Основной контингент – студенты-заочники, приезжающие на сессию. Цены за койко-место от 2 (на срок свыше двух недель) до 10 евро устраивают и нас, и их.
По словам предпринимательницы, Витебск – очень компактный город, и привязать к нему туристов более чем на несколько дней крайне сложно.
По сравнению с Вильнюсом или Берлином жить в витебских отелях действительно недешево. Приличный двухместный номер со шведским завтраком там стоит не дороже 40-60 евро в сутки. Администрация наших гостиниц объясняет сложившуюся ситуацию тем, что в Витебске количество приезжих невелико, а значит, понижать цены попросту не для кого.
Дело движется
Заместитель начальника по туризму управления спорта и туризма облисполкома Наталья Елисеева в курсе всех минусов и плюсов туристической индустрии региона. И, по ее мнению, вторых намного больше. Так, на Витебщине реализуется Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы и подпрограмма «Пятьсот» Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области, эффект от которых уже есть. Для всех заинтересованных компаний проведено 110 обучающих семинаров, 33 рекламных тура, витебляне участвовали в 31 международной туристической выставке, 11 инвестиционных форумах. В области внедряются 13 проектов международной технической помощи на сумму около 5 млн евро. На большинстве интернет-сайтов районных исполнительных комитетов Витебщины созданы разделы, где презентуется туристический потенциал регионов. Во всех приграничных районах установлены информационные щиты, знакомящие с достопримечательностями и инфраструктурой. Растет и экспорт туристических услуг. Прибыль туристических организаций в 2012 году по сравнению с 2011-м выросла с 11,7 млн долларов до 16,1 млн. Построено 63 объекта придорожного сервиса, 57 охотничьих домиков, созданы 164 агроэкоусадьбы…
– Стоит признать, что туристическая инфраструктура области сформирована еще не полностью, – говорит Наталья Елисеева. – Недостаточно хороших объектов придорожного сервиса и общественного питания, оформленных в национальном стиле, нет в Витебске парковок для туристических автобусов. Но дело движется. К чемпионату мира по хоккею в 2014 году на Витебщине появится еще больше объектов, которые наверняка придутся по душе туристам.
Время признания
Даже с учетом минусов можно утверждать, что Витебщина уже завоевала симпатии иностранцев. В этом легко убедиться, изучив туристические форумы в Интернете.
«В связи с фестивалями в последние годы в Витебске заметно выросла инфраструктура, появились красивые места для отдыха, уютные скверы и кафе. В городе много постоянно действующих музеев и выставок: музей Марка Шагала, Художественный музей, экспозиция истории «Славянского базара». В одни из них вход бесплатный, в других цена билета чисто символическая. Передвигаться по городу легко и быстро, здесь широко развита автобусно-троллейбусная сеть, есть трамваи», – пишет москвич, побывавший недавно в областном центре.
«Прямо с вокзала Витебск поражает своей безупречной чистотой, ухоженностью, простором улиц и площадей», – дополняет турист из Даугавпилса.
«Вообще все просто замечательно. По-доброму позавидовали белорусам. Хочется вернуться сюда еще раз и побродить по этим тихим, спокойным улицам, скверам, паркам. Спасибо, Витебск, и до новых встреч!» – резюмирует гость из Киева.
Что ж, милости просим, господа туристы!