Казалось бы, во время пандемии больше всего должен был пострадать придорожный сервис — ведь границы были закрыты, правда, в одностороннем порядке. На примере работы подобных объектов в Лепельском районе убедились, что их владельцы полны решимости выйти на допандемический уровень оказания услуг. В Витебской области насчитывается 237 объектов придорожного сервиса. Из них — 64 АЗС, 4 СТО, 13 пунктов постоя, 21 охраняемая стоянка, 39 объектов торговли, 5 автомоек.
На то и «Гостиный двор»
– Без веры в то, что завтра будет лучше, в нашем деле нельзя. Не для того 16 лет назад открывал свой комплекс, чтобы легко сдаться на милость «короны», хотя пандемия подкосила придорожный сервис, – говорит владелец «Гостиного двора» Павел Федькович. – Четыре месяца в прошлом году простаивали кафе на 40 мест, гостиница на 40 номеров, банкетный зал и ресторан. В этом году наметились определенные сдвиги к лучшему. Пускай не так интенсивно, как было раньше, но восстанавливается грузопоток. В основном наши гости – это дальнобойщики и школьники. За долгие годы, что в бизнесе, обзавелись постоянными клиентами, которые предпочитают останавливаться именно у нас.
Почему? Во-первых, привлекательна сама по себе картинка. Стоит у дороги эдакий трехэтажный дом-теремок, а на территории рядом обосновались зубры, мишки, бабка с дедкой и другие сказочные герои. Как минимум хочется зайти внутрь, чтобы попить кофе-чаю, посетить санкомнату, а то и принять душ, что в знойную погоду актуально. Бесплатно, заметьте. А подкрепившись, можно неспешно побродить по территории, все рассмотреть, сфотографироваться. Неудивительно, что здесь так много останавливается экскурсионных автобусов со школьниками и путников с детьми. В лучшие времена до 10 автобусов в день с гостями принимал «Гостиный двор».
– Территория со сказочными героями – наша фирменная завлекалочка. И не единственная, к счастью, – отмечает владелец комплекса. – Никто не откажется от вкусной домашней еды, которую повара доводят до совершенства, что тоже привлекает посетителей. Несмотря на конкурентов, оказывающих подобные услуги, нас посещают даже местные гурманы, благо добраться из центра Лепеля на окраину легко.
К этому следует добавить, что два раза в неделю комплекс посещают санработники, чтобы обработать дезсредствами все комнаты, ручки, санузел и другие общественные места. В пандемию эти меры очень важны.
Цель – пять пятерок
ЧТУП «Аверс-Лепель» – в числе трех объектов в Лепельском районе, оказывающих комплекс придорожных услуг. В него входят мини-кафе «555», пункт постоя для большегрузов, гостиница на 11 мест, пункт питания (кофейня), охраняемая стоянка.
– В названии кафе три пятерки, а мы хотим к ним условно добавить еще две за счет улучшения качества обслуживания и расширения услуг. У кого-то пять звезд, а у нас – три, – с некоторым вызовом говорит экономист и по совместительству жена владельца предприятия Наталья Михно.
– Как возникли три пятерки у мини-кафе? Кто их выставил? – интересуемся.
– Наше кафе, а от него название всего придорожного комплекса с развитой инфраструктурой названо так потому, что объект расположен на 155,5 км трассы М3 Минск – Витебск, – поясняет она. – Вначале мини-кафе было вместимостью на 20 мест, а недавно оборудовали зал на 50 мест, где можно полноценно позавтракать, пообедать, при желании взять в дорогу ссобойку.
– И какая посещаемость?
– Хорошая. Знаете, чем привлекаем? Домашней кухней с белорусскими блюдами – борщом, холодником, драниками, рулькой, котлетами, колбасами, пиццей, сдобой собственного приготовления. Казалось бы: ничего оригинального. А дело все в том, что наши повара готовят все с пылу с жару, без заготовок, которые хранятся в холодильнике. Они работают круглосуточно, посетители высоко оценивают качество блюд. Будем надеяться, что еще одна «пятерочка» есть в нашем активе.
Более того, Наталья Михно поделилась, что их территория находится под постоянным видеонаблюдением. Не раз это помогало правоохранителям разобраться в запутанных делах. Так, например, один дальнобойщик утром не обнаружил запасного колеса у автомобиля. Просмотрели видеозапись и выяснили, что он приехал на стоянку без него.
«Маяк» надежды
«Маяк» – так назвал бывший объект придорожного сервиса «У Матеши» новый владелец ЧТУП «Бутковтранс» Виталий Ковалевский. Старый хозяин еще не полностью распродал объекты, входящие в комплекс, поэтому поделена территория, что несколько сдерживает развитие. Но там, где ступила нога нового хозяина, произошли разительные перемены.
– В таком состоянии, в котором находился придорожный комплекс «У Матеши», дальше конкурировать уже не было ни смысла, ни сил. Конечно, он уступал более современным «Гостиному двору» и «555». Видя всю бесперспективность, мне пришлось тогда уволиться из кафе, где отработала 15 лет, – поделилась бывшая работница, а ныне снова заведующая кафе «Маяк» Наталья Ленковская. – Буквально за год многое изменилось в кафе и гостинице. Про нас раньше в шутку говорили: «Без окон, без дверей, полна горница людей». Примерно так выглядело кафе. При новом хозяине появились окна, барная стойка, в обеденном зале сделан ремонт, установлены новые умывальники. Сейчас обустраиваем летнюю террасу, где можно будет пожарить шашлык. Потихонечку объект приобретает современный вид. Даже настроение появилось и желание развиваться дальше.
Заведующая кафе прекрасно знает про все козыри конкурентов, поэтому также стремится сделать акцент на вкусной домашней еде.
– Пока только у нас можно отведать клецки с «душами», фарш, кстати, крошим вручную, колбаски собственного производства, зразы с мясом, даже драники за 15 минут готовят и подают потомившиеся в горшочке то ли со шкварочками, то ли со сметаной – как клиент пожелает, – вкусно рассказывает Наталья. – Если «555» славятся своей «сковородкой-самобранкой», на которой жареная картошка с мясом, колбаской и маринованным огурчиком, то у нас на ура идет борщ с пампушками, а для особо голодных – соленое сальце с лучком. Попробовали на Масленицу предложить различные блинчики с начинками и другие разносолы – пошло! Даже местные жители приезжают на обеды, берут ссобойки. Мы боремся за каждого посетителя. Уверена, нам удастся возродить былую славу объекта, не зря ведь «Маяком» назвали.
Сложно выживать, но…
– Объектов придорожного сервиса на оживленных трассах, в частности, на М3 в Лепельском районе, М1/Е30 в Оршанском и Дубровенском, М8/Е95 в Витебском районах и на других автомобильных дорогах нашей области, немало. Здесь большой грузопоток, есть востребованность в том, чтобы после дальней дороги путешественники могли остановиться в гостинице, принять душ, отдох-нуть, вкусно и сытно поесть. И эти услуги предоставляют субъекты хозяйствования различных форм собственности. Данные услуги пользуются постоянным спросом, даже в пандемию придорожный сервис хотя и сбавил обороты, но выжил и продолжает развиваться. Более того, качество услуг достигло такого высокого уровня, что отвечает даже самым взыскательным клиентам. Многие отмечают такие важные события в жизни, как свадьбы, дни рождения, в придорожных кафе и ресторанах. Чтобы оставаться на пике востребованности, владельцам приходится постоянно быть в тонусе, улучшать хозяйство, инфраструктуру, предлагать все больше дополнительных услуг. Развитие придорожного сервиса – одна из важнейших задач местных органов исполнительной власти. Ведь любой объект у дороги – это визитная карточка района, дополнительные поступления в местный бюджет, рабочие места, – прокомментировал заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству облисполкома Александр Нефёдов.
В Лепельском районе, помимо трех комплексов придорожного сервиса, еще шесть объектов, оказывающих услуги путникам, — мини-кафе «7 ветров», АЗС с пунктами торговли и другие.
Фото из открытых источников.