Автор: . Дата создания:

Россонщина расположена на северо-западе Витебской области. Граничит с Полоцким и Верхнедвинским районами, а также c Российской Федерацией. Выделяется высокой степенью сохранности естественных лесо-озерно-речных природных ландшафтов, которые и составляют основу туристических ресурсов края.

Россоны

Районный центр   впервые упоминается в исторических источниках в 1552 году как малая деревня Росоно Полоцкого воеводства Великого княжества Литовского, состоящая из семи дворов («дымов»). Поселок расположен на берегу одноименного озера, от которого, вероятно, получил свое название. Городской поселок Россоны до 1958-го имел статус деревни, в 1924 г. в нем насчитывалось всего 135 жителей, в 1905-м – 51 человек. В прошлом Россонщина представляла собой почти безлюдный край лесов и озер, во многом сохранив эти черты, экзотичные и привлекательные для большинства жителей мегаполисов, и до настоящего времени.

Историческое наследие Россонщины формировалось на протяжении многих веков в составе различных государств (Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи, Советского Союза).

В середине XVI века в Ливонскую войну на россонской земле сражались войска короля Речи Посполитой Стефана Батория и русского царя Ивана IV Грозного.  В месте слияния рек Нища и Дрыса в 1566 году русские по приказу Ивана Грозного заложили крепость «Сокол» – стратегически важный укрепленный пункт, подготовленный к обороне от нападения войск Стефана Батория, направлявшихся к Полоцку. По тем временам это было мощное укрепление из 11 башен с высокими деревянными стенами, с двух сторон опоясанное реками, с третьей – земляным валом высотой около 10 м протяженностью до 200 м.

Крепость была разрушена в сентябре 1579 года при штурме войсками Стефана Батория, но ее следы сохранились в ландшафте до настоящего времени (треугольная площадка в несколько гектаров).
В Россонах  есть Мемориальный сквер, где покоится прах свыше 1 500 воинов, партизан и мирных жителей, ставших жертвами фашистской агрессии. Действует музей боевого содружества более чем с 20 тысячами экспонатов, большинство из которых посвящены событиям 1812-го и 1941 – 1945 годов. В музее 10 залов отдано экспозициям военной тематики. Есть два краеведческих, один выставочный и один зал природы, тяжелого вооружения Красной армии периода Великой Отечественной. Отдельный зал музея посвящен личности руководителя Россонского патриотического подполья и партизанского движения, выдающегося государственного деятеля Беларуси – Петра Машерова.

Клястицы

У деревни в июле 1812 года состоялось одно из крупнейших сражений Отечественной войны, длившееся три дня. 17-тысячный авангард русского корпуса Витгенштейна под командованием генерала Якова Кульнева нанес поражение 20-тысячному французскому корпусу маршала Удино. Здесь была одержана одна из первых побед русских войск над противником в ходе войны 1812 года. От полнейшего разгрома французов спасли лесистая местность и мелкие речушки. После этой битвы Наполеон уже не помышлял о походе на русскую столицу.

Так совпало, что это место не только гибели, но и рождения Якова Кульнева. 1 августа 1812 г. (по новому стилю), преследуя отступавшего неприятеля, Кульнев наткнулся на главные силы маршала Удино и после жаркого боя был вынужден отступить. Во время организации отхода был смертельно ранен французским ядром. Яков Петрович сначала был похоронен у д. Сивошино, на берегу реки Дрисса, а в 1832 г. родственники перенесли его прах в имение Ильзенберг Режицкого уезда в Латвии.

В честь героической победы один из отличившихся полков получил почетное название «Клястицкий», причем впервые в истории русской армии полку было присвоено имя небольшой деревни. Данное сражение было изображено Петром фон Гессом на картине «Баталия 18 – 19 июля 1812 года при Клястицах». Оригинал ее находится в Санкт-Петербурге, точная копия представлена в школьном музее д. Клястицы.
Также здесь есть памятник, посвященный героям двух войн – Отечественной 1812 года и Великой Отечественной. В 1947-м был установлен обелиск на братской могиле советских воинов и партизан, погибших при освобождении района. Памятник в честь победы русских войск в Клястицкой битве 1812 года  был установлен к 150-летнему юбилею сражения – в 1962-м.

Курган Рогволода и Рогнеды (Перевоз)

Он интересен и овеян легендами. Расположен между озерами в бассейне Дриссы – правого притока Западной Двины.

Эта гора размером 50 на 20 м вытянута с северо-запада на юго-восток и густо заросла высоким сосновым лесом. На вершине находится старинный каменный крест. Согласно народному преданию, которое напоминает о событиях конца Х века, челядь новгородского князя Владимира Красное Солнышко на этом месте расправилась с непокорным полоцким князем скандинавского происхождения Рогволодом (Рогвальдом), убив его с сыновьями каменным молотом (ритуальное оружие).

Легенда повествует, что через несколько десятилетий в этом кургане согласно предсмертной просьбе
была похоронена и дочь Рогволода – легендарная княгиня Рогнеда-Горислава, известная также как первая в Древней Руси монахиня Анастасия. Возможно, предание соответствует исторической правде, ведь при археологических раскопках XIX – XX вв. в Заславле останки Рогнеды не были обнаружены.

Существует также местное поверье о том, что накануне войны с кургана Рогволода и Рогнеды спускается на белом коне могучий всадник в боевых доспехах.

Янковское Идолище

Языческие кресты в Беларуси – не редкость. Но в деревне Янковичи рядом с каменными крестами есть памятник, который можно отнести к периоду «доязыческих» крестов –  Янковское Идолище. Этот памятник датируется предположительно вторым тысячелетием до нашей эры.

Янковское Идолище –  камень, напоминающий фигуру женщины, – символ благодати, которому поклонялись наши предки. Наверняка, просили урожая, здоровья и всего того, что и мы сейчас просим у Бога. Идолища попадались в огородах жителей деревни, но, не зная истории их происхождения, те принимали их за обычные валуны, разбивали и вывозили за пределы приусадебных участков.

После Крещения Руси идолов обтесывали до крестов и поклонялись им уже в таком виде. Рядом с Идолищем встречаются языческие кресты со знаком солнца. Но никто не может сказать, по какой причине они оказались свезенными в одно место.

Янковское Идолище можно отнести к типу «Половецких каменных баб». Это старейшие статуи, плоские, со слабой детализацией фигуры или совсем без нее (что более характерно), грубо обтесанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде сердечка с закругленной или заостренной вершиной. Лица вообще не изображались или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

Заборье

 Деревня в Россонском районе, о которой, возможно, не знали бы очень многие, если бы местные жители не придумали фестиваль сельского туризма «Заборский фест». Ежегодно в июне на центральной площади Заборья собирается большое количество народа. Нарядные гости, зрители и участники гуляют  возле ярмарки «Вясковыя ўмельцы», с удовольствием слушают выступления самодеятельных фольклорных коллективов и пробуют разнообразные «прысмакi», приготовленные по старинным белорусским рецептам. Во время форума также проходят различные «круглые столы», презентации, пресс-конференции, семинары, тренинги.

На «Заборском фесте» можно приобрести различные сувениры с биркой «Наше, Россонское». Среди них – и знаменитые «Чаи Россонщины».

Более 70% территории района покрыто лесами и болотами, поэтому издревле местные жители занимались сбором природных даров – ягод и лекарственных трав. Смородину, землянику, чернику, клюкву, шиповник, малину, иванчай, зверобой, дикую мяту, тимьян, таволгу и зубровку сушат, а затем заваривают и пьют в любое время года. У каждого сбора свой неповторимый аромат и вкус.