На первый взгляд, если знакомиться с цифрами, это действительно так. За 2014 год из 2037 агроусадеб, созданных в стране, реально работали 1424. Здесь побывало 318842 туриста. Общая сумма, полученная в оплату предоставленных услуг, составила почти 103 млрд рублей. Значит, в среднем заработок одной агроусадьбы, превысил 72 млн рублей. И каждая заплатила налог – одну базовую величину в год. Действительно, несопоставимые суммы.
Но специалисты считают, что при этом не учитывается объективная информация о процессах, происходящих в сфере агротуризма. Для сравнения берется 2006 год. Тогда в стране было всего 28 агроусадеб. Выросло количество, значит, и доходы. Расчет проводится и без учета инфляционных и других процессов в стране. Не принимаются во внимание непрямые налоги, в уплате которых участвуют владельцы агроусадеб при создании инфраструктуры для обслуживания туристов -- покупке строительных материалов, мебели, посуды, инвентаря и т.д., в цены которых входит НДС, акцизы и др. А также тот факт, что и доходы, которые получают субъекты этого туристического бизнеса, и деньги приехавших к ним туристов, остаются в регионах, тратятся в музеях, магазинах, на заправках и т.д. Да и то, что фактически было создано почти 1,5 тыс. рабочих мест, на которые не были потрачены деньги из государственной казны.
Самих хозяев волнует и существенная разница в доходах по усадьбам и регионам. Простое сравнение показывает, что меньше всех заработали владельцы 420 работающих (всего у нас создано 502) агроусадеб в Витебской области – на каждую приходится в среднем примерно 36 млн рублей. (Это вовсе не значит, что придвинцы трудятся хуже: тут большинство маленьких усадеб, которые одновременно могут принять всего три-четыре человека). Во всех остальных областях суммы гораздо выше. К примеру, у могилевчан эта цифра составила 101 млн рублей, в Минской области – 116 млн. Между тем налог для всех одинаков, и автоматически его предлагают повысить для всех тоже одинаково.
-Эти цифры -- как средняя температура по больнице, -- констатирует хозяйка усадьбы «Приозерная» Ольга Маханенко, которая возглавляет общественный совет по развитию агротуризма в Витебской области. – Нельзя сравнивать первичный, так сказать, уровень агротуризма – маленькие сельские дома и тот поток, который влился в данную сферу за последние годы. Не секрет, что появились огромные роскошные объекты. Но если кто-то в результате развития вырос из рамок Указа №372, наверное, должен просто перейти в другое правовое поле, для этого у нас немало контролирующих организаций, и они хорошо работают. Я не знаю случаев, чтобы кто-нибудь проводил анализ доходов и расходов. А если бы провел, увидел бы, что сегодня владельцы агроусадеб вкладывают гораздо больше, чем получают. Нет в районе людей, которые жили бы за счет туризма. То есть об успешном бизнесе пока речи не идет. Для него нужен некий первоначальный капитал, чего у жителей села изначально не было, они его сами создают.
Ольга Николаевна инициировала проведение мониторинга агроусадеб вместе с представителями инспекции Министерства по налогам и сборам по Лепельскому району. И мы побывали в нескольких усадьбах. Вот мнение Антонины Шуневич, хозяйки агроусадьбы «Беседа» в деревне Пунище:
– Все доходы нашей семьи – моя пенсия, зарплата мужа и сына –уходят на усадьбу. Конечно, это отцовский дом, и мне все равно хотелось бы его восстановить. Кредиты брала небольшие, но они давно закончились, а стройка и наведение порядка на земле продолжаются. На такой маленькой усадьбе вы не разбогатеете и на джип не насобираете в ближайшие десять лет. Дело даже не в двух миллионах налогов, которые предлагают платить, -- это дело принципа. Смешно сравнивать трехэтажные комплексы с кафе и другими объектами наши деревенские дома. То есть тех, кто может заплатить любые налоги, и нас, кто пока ничего не заработал, а только надеется, что когда-нибудь эта деятельность принесет доход. Деньги, которые получаем от туристов, не проедаем и на себя не тратим – все вкладывается в развитие. Скажу откровенно, я никогда так бедно не жила. Но результат есть. В первую очередь в том, что возрождается деревня. Вот и дети соседей вернулись в отцовский дом, и еще одна агроусадьба появилась в Пунищах.
Этот аргумент Ольга Николаевна тоже считает важнее денег и доходов: благодаря агроусадьбам, привлеченным сюда туристам возрождаются неперспективные населенные пункты. К примеру, в Лепельском районе в деревне Терешки не осталось ни одного коренного жителя. Но сегодня появилась надежда, что она не исчезнет с карты района – обживают забытые места горожане, создают агроусадьбу. Немало случаев, когда возвращаются домой молодые белорусы, стараются сохранить и возродить родовые гнезда. В деревне Макаровщина молодой хозяин агроусадьбы Юрий Армоник намерен создать музей в честь деда, у которого была трагическая судьба. Татьяна Бекерева, получившая премию области за лучший старт в агротуризме, даже усадьбу назвала «Дзедава спадчына». За свой счет обустроила криницу в ближайшем леске -- с детства помнит, что водой из целебного источника лечили и людей, и животных. И таких примеров немало.
Мы провели мониторинг, чтобы посмотреть, какие у нас усадьбы, на каком уровне развития и т.д., – говорит Ольга Маханько. – По предварительным итогам скажу, что ситуация в области примерно такая, как у нас в районе: 40% усадеб – на стадии становления. Люди подключились к этой работе, отстраивают свои родовые гнезда, поверив в идею возрождения и сохранения деревни. Они вносят свой вклад в развитие территорий, их популярность, способствуют сохранению истории, самобытности и культуры Беларуси. Это очень важно. Об этом говорил и Президент страны Александр Лукашенко при посещении агроусадеб.
Имеет значение и тот факт, что благодаря агроусадьбам Витебщина становится более привлекательной для гостей.
-- Наша информация, причем не только об агроусадьбах, а в целом о регионе, размещена на сайтах 22 стран мира, -- продолжает Ольга Николаевна. -- Недавно я побывала в пяти штатах США, и там тоже проходили презентации о Лепельском районе. В Беларуси были эксперты из разных стран – Польши, Голландии, Италии и т.д. К примеру, поляки на протяжении нескольких дней знакомились с с нашей страной, в том числе побывали на балете в Минске, увидели много достопримечательностей. А когда их спросили, что больше всего запомнилось, назвали агроусадьбу в деревне Окано Лепельского района. Во время стажировки в Германии мы встречались с депутатами Бундестага. И один из них признался: за несколько минут вы перевернули мое представление о Беларуси. Мол, не знал, что у вас в стране есть частная собственность, что так активны простые люди и могут принимать участие в решении важнейших государственных вопросов. У него был стереотип, что тут все ходят строем и говорят только то, что им велено, что мы несвободны. Вот реальная работа народной дипломатии, в которой самое непосредственное участие принимают хозяева агроусадеб. Доминика Заребо из Польши была на Международной конференции по туризму в Минске, посетила регионы и потом внесла данные о Лепельском районе в автомобильный путеводитель, благодаря которому поляки теперь самостоятельно путешествуют по Беларуси. А ведь каждый привозит и оставляет здесь свои деньги, а увозит впечатления и желание вернуться еще раз. Можно ли это все соизмерять только с деньгами? Пусть бы соответствующие службы, сделали серьезный анализ: что дают людям, регионам и в целом стране маленькие сельские агроусадьбы. Я, например, безмерно рада, когда оживают пустующие дома в деревнях, когда возвращается сюда молодежь. В этом вижу главный результат своей работы. Но, обзвонив многих владельцев агроусадеб области, услышала мнения, которые не могут не тревожить: половина из них после такого значительного увеличения налогового бремени могут закрыться.
Это подтвердили и хозяева усадеб Лепельского района, в которых мы побывали во время совместного мониторинга.
-Десять лет назад взял участок земли и вот такую красоту создал, -- говорит владелец агроусадьбы в деревне Двор Поречье Павел Миронович. – Вкладываю семейные деньги. Отдачи пока нет. Увеличат налог – закроюсь. Приму за лето несколько отдыхающих, чтобы цветы, на которые жена четыре миллиона потратила, окупить – и все!
Алексей Чесноков, хозяин усадьбы «У Гавриловича», сетует, что в текущем году дела идут совсем плохо, сказывается кризис у россиян. За последние несколько месяцев всего троих отдыхающих принимал. Какое уж тут увеличение налогов?
Были и такие, которые откровенно заявляли: придется работать «по-черному». А прибавит ли это доверия к власти, которая обещала ничего не менять до 2021 года, трудно сказать.
Фото автора.