Автор: . Дата создания:

Тот факт, что законодательная база, регулирующая развитие агротуризма в стране, требует усовершенствования, стало понятно несколько лет назад. Указ Президента Республики Беларусь №372 создал, можно сказать, идеальные условия для сельских жителей для получения дополнительного дохода, оказывая агроэкоуслуги.

Эта деятельность, во-первых, не относилась к предпринимательской. Во-вторых, для нее были  установлены специальные нормы, которые существенно упрощали процесс для физических лиц: хозяин агроусадьбы должен жить в сельской местности, вести подсобное хозяйство, иметь возможности для знакомства туристов с природными и архитектурными объектами, национальными традициями. Его не ограничивали жестким перечнем услуг, освободили от обязательных требований в области их сертификации и гигиенической регистрации.

Таким образом, был разработан простой алгоритм действий по открытию и развитию собственного дела в сфере агроэкотуризма – подача письменного заявления в соответствующий сельский Совет депутатов о намерении осуществлять деятельность в сфере агроэкотуризма, постановка на налоговый учет, уплата разового годового сбора в размере 1 базовой величины, прием агроэкотуристов на основании заключаемых с ними типовых договоров, ежегодное, до 10 января календарного года, представление в налоговый орган по месту жительства информации о договорах на оказание услуг. Иная деятельность, не соответствующая нормам законодательства, запрещалась и регулировалась Кодексом об административных правонарушениях.

Указ пробудил беспрецедентную активность сельских жителей. На Витебщине начали открываться агроусадьбы, но лидерами в этом направлении стали Браславский и Россонский районы, где год от года росло количество усадеб и отдохнувших в них.

Отчет по маркетингу, который провела по заказу управления спорта и туризма облисполкома рабочая группа в начале 2016 года, позволил нарисовать портрет хозяина агроусадьбы. 57,3% из них  –  мужчины (женщины доминируют только в Браславском, Миорском и Ушачском районах). Более трети – в возрасте 46-55 лет. В основном это служащие, специалисты и пенсионеры, имеющие высокий образовательный уровень, для которых агротуризм является дополнительным источником дохода. И только для каждого четвертого владельца  –  основным и единственным. Территориально большинство лиц данной категории (68,5 % от общего количества) проживают в Браславском и Поставском районах.

Однако спустя некоторое время стало видно, что Указ №372 не учел  размаха в  развитии агроэкотуризма. И новый Указ №614, в частности,  дал возможность хозяевам усадеб сдавать до 10 комнат и принимать одновременно до 20 отдыхающих. Как отметила рабочая группа,  принятые шаги позволили привлечь к занятию агроэкотуризмом активную часть сельского населения.

Однако в 2013-2015 годах, согласно имеющимся статистическим данным ИМНС по Витебской области, в большинстве районов  не наблюдалось значительного роста количества агроусадеб. Исключением стали Браславский, Поставский и Сенненский районы, где в указанный период их число увеличилось в 1,5-2 раза.

 В конце прошлого года в базе данных отдела образования, спорта и туризма Браславского райисполкома   насчитывалось почти 300 субъектов агротуризма. Причем значительный прирост их – около 70  –  произошел после вступления в силу Декрета Президента Руспублики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Такая тенденция наблюдается и в других районах, что позволяет предположить: лояльные рамки Указа используются определенными людьми  для избегания социальных выплат.

Согласно результатам анкетирования, проведенного в области той же  рабочей группой, 72% респондентов ведут личное подсобное хозяйство, 28% – нет. Наиболее велик удельный вес владельцев подсобных хозяйств в Витебском, Глубокском, Миорском, Полоцком районах. В Бешенковичском, Поставском и Чашникском большинство респондентов их не имеет. Не ведут личное подсобное хозяйство в усадьбах, чья деятельность выходит за рамки агротуристической и преследует исключительно коммерческие цели, а также те субъекты, которые ориентированы на отдельный вид услуг (например, организация рыбалки, охоты, как в Чашникском и Сенненском районах).

Доходы, которые получают владельцы этих «усадеб» не идут в сравнение с теми, что имеют владельцы  обычных сельских домов. Вот почему теперь, когда возник вопрос изменения ставки налога, последние заволновались. В Миорском, Браславском и Поставском районах мы опросили наиболее активных хозяев, которые сдают не только спальное место, но и оказывают довольно широкий спектр культурных и спортивных услуг. Едины они были в одном: грести всех под одну гребенку нельзя, как и уравнять агроусадьбы, которые сдают 2-4 комнаты и те, где таких 10.

Владелица одной из лучших в области агроусадеб «Липники» на Поставщине, победительница конкурса в номинации «Гостеприимство» Тересса Лысёнок считает:   агроусадьба  должна иметь  подсобное хозяйство, и хозяин   в обязательном порядке быть там зарегистрирован, а членом семьи можно считать только того, кто вместе с хозяином ведет общее хозяйство. Всё должно быть четко пописано, иначе ушлые люди в очередной раз найдут для себя лазейки.

У владелицы браславской  агроусадьбы «На опушке» Екатерины Шакель свое мнение.

— Люди богатые, — говорит она, — пускай строят  кемпинги, гостиницы, рестораны, развивают свой бизнес, но не прячутся за агротуризм. Доходы у них выше, чем у обычного мелкого предпринимателя, торгующего на рынке. Однако он платит ежемесячный налог, а «агроусадьба», которая  принимает одновременно по 50-100 человек, оказывается, без 4-5 свадеб, как прочитала в прессе отчет о заседании рабочей группы в Минске, выжить не может. Регистрируйтесь, господа, как ИП, платите соответствующие налоги и работайте, постесняйтесь пользоваться преференциями, которые даны простому человеку.

Еще одну точку зрения высказал хозяин агроусадьбы  «Устье LIFE» на  Браславщине, победитель областных и республиканских смотров-конкурсов Юрий Жерко. 

 

– Понятие агроусадьбы, – говорит он, – четко сформулировано в Указе Президента №372.  Абсолютное большинство сельских жителей не может сдать больше пяти комнат и принять свыше 10 человек. Знаю это по опыту. Не провожу свадьбы, убежден, что можно заработать на других услугах, к примеру, на рыбалке или культурных услугах. А  для тех, кто размещает туристов больше, чем в 10 комнатах, должен быть повышенный налог или регистрация, как ИП.

 
Мои собеседники приводили примеры настоящих баз отдыха, гостиниц, которые не один год оказывают услуги под вывеской агроусадьбы. Случается, что и назовут себя правильно. Например, гостиница «Фальварак», правда, с уплатой сбора агроусадьбы.

Согласно статистике за 2015 г. усадьбы Витебской области посетило 29 812 человек. Было заключено 6892 договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма. Сумма, вырученная субъектами за их оказание, составила  19426,8 млн неденоминированных рублей,  уплачено  всего  92,9 млн рублей налога, что составляет 0,46% от общей суммы дохода. Ни один вид деятельности в Республике Беларусь не имеет таких показателей по налогообложению.

В Браславском районе, по информации инспекции по налогам и сборам,  агроусадьбы внесли в бюджет  в 2015 году 41 млн 610 тыс. руб., в 2016-м – 5395 тыс. деноминированных руб., или  0,04% от районного бюджета, при том, что на агроусадьбах отдохнуло соответственно 8547 и 9414 человек.

– Статистика показывает большую рекреационную нагрузку, которую испытывает регион и, в частности, Браславщина от туризма – говорит заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Браславского райисполкома Станислав Остановко. – Вместе с тем, многие хозяева агроэкоусадеб хотели бы расширять свою деятельность, иметь лучшие подъезды к усадьбам, более развитую инфраструктуру отдыха. Желания их понятны. Но создать их можно только совместными усилиями. Опыт стран ближнего и дальнего зарубежья показывает, что в создании инфраструктуры активно участвуют население, которое занимается организацией отдыха. Поэтому и субъекты агроэкотуризма нашей страны должны в зависимости от доходов, полученных от оказания туристических услуг, участвовать в улучшении инфраструктуры.

В настоящее время часть субъектов агротуризма вышли за рамки деятельности, определенной для агроэкотуризма. Поэтому Законом должно быть четко определено, кто является субъектом агроэкотуризма, а кто ИП, осуществляющим туристическую деятельность.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.