Продолжая путешествие по святым местам Витебщины, обратились к старинной записи, датированной 1298 годом: «…тогда, идя путём заблудил к монастыреви…» Спустя 725 лет дорога и нас привела к упомянутому путником более семи столетий назад Маркову монастырю, который дал название большому микрорайону Витебска — Марковщине.
На входе нас встретил монах по имени Амфилохий. Здесь он находится около года, прежде жил в других обителях, но о Свято-Троицком Марковом мужском монастыре может говорить часами. Одно из его послушаний – встречать паломников и вести уроки духовности в учреждениях образования.
– В монастырь приходят за духовностью. Приезжают из разных мест Беларуси и России, бывают паломники и из дальнего зарубежья. Здесь можно пожить в братском корпусе. Люди хотят вдохнуть глоток монастырского жития. Говорят: «Как у вас хорошо. Будто припадаешь к живому источнику», – поясняет отец Амфилохий.
Монастырь за годы существования претерпел многие испытания. Его история уходит в глубину веков. По преданию, некий благочестивый человек по имени Марк построил на своем участке земли часовню и уединился в ней. Вскоре к нему стали присоединяться единомышленники. Так образовался скит, а затем монастырь. Как свидетельствует сочинение иеромонаха Сергия (Василевского), «подлинное имя отца-основателя, несомненно, свидетельствуется занесением его в монастырский синодик, в котором Марк был назван монахом и поставлен во главе благочестивых его соработников и ктиторов обители».
Но все же главным восстановителем и учредителем Маркова монастыря считается князь Лев Самуил Огинский. Его имя также записано в синодике рядом с иноком Марком; а затем имена его отца Богдана и супруги Софии.
В фундушевой грамоте тех лет также указано, «чтобы быть в послушании у святейшего патриарха Константинопольского и от него поставленного митрополита Киевского, строго хранить православие и общежительный порядок».
Таким образом, небольшой скит превратился в монастырь. В нем было пять церквей, часовня, братский корпус, колокольня, богадельня. Здесь верующие могли найти приют и духовное утешение. Окрестные виды были живописными: вокруг рощи, рвы, ручейки, красавица Двина. И над всем этим возвышались купола, и колокольный благовест призывал к молитве. Недалеко от обители располагалась большая деревня – Монастырская слободка.
Своего расцвета обитель на берегу Западной Двины достигла в XVII веке. В 1633 году на месте часовни, построенной старцем Марком, возвели деревянную церковь. А спустя несколько лет Огинский вместе со своей супругой закрепил за монастырем имение с фольварком.
В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. Спустя десятилетие князь Симеон-Карл Огинский, сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца восстанавливает обитель. Первым делом строится соборная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. На самом берегу Западной Двины – часовня Святого Николая, которую в народе ласково звали Миколушкина. Единственная же, сохранившаяся до наших дней церковь монастыря была построена в 1760 году игуменом Иакинфом Пелкинским. Это каменная Покровская церковь, впоследствии переосвященная в Казанскую.
Зайдя в храм, отец Амфилохий подводит к главной монастырской святыне – чудотворной иконе Божией Матери Казанской. Данный образ как благословение обители патриарх Никон в 1657 году подарил от имени царя Алексея Михайловича. Икона чудесным образом была спасена от пожара и разграбления монастыря войсками Наполеона. Монахам удалось ее вынести и спрятать в лесу. Уцелела она и в годы воинствующего атеизма, и в фашистскую оккупацию.
– Перед чудотворной иконой каждое воскресенье читается акафист. Известны факты исцеления и просветления. От образа исходит благоухание. Верующие оставляют дары иконе, – рассказывает монах.
Образ Божьей Матери, написанный на доске в византийском и древнемосковском стилях, находится под кованой серебряной вызолоченной ризой, с такими же бордюрами и лучистым венцом, украшенным стразами. Внутри киота, кругом главной иконы, помещено семнадцать маленьких икон, изображающих события, относящиеся к Пресвятой Богородице.
К 1900 году Маркова обитель имела Свято-Троицкую, Покровскую, Николаевскую и Параскевскую церкви, территория была обнесена каменной оградой. С наступлением советской власти, объявившей классовую борьбу с религией, монастырь перестал существовать. В постройках размещались разные учреждения: лагерь принудительных работ для заключенных, детский дом для ребят, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья, союз молодежи, милиция, клуб «Безбожник». Все здания, кроме Покровской (Свято-Казанской) церкви, были разрушены, в том числе Троицкий собор — один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества. И все же, закрыв обитель, власти позволили верующим молиться в Казанской церкви, которая на то время была единственной действующей в Витебске.
После войны территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже – шелкоткацкий комбинат). В конце 1970-х годов снесли колокольню, которая не вписывалась в производственный ландшафт. И только в первый год нового столетия решением Святейшего Синода Белорусской православной церкви монастырь был восстановлен. Помимо Казанской церкви, обители принадлежат братский корпус, небольшой участок земли, на котором выращивают овощи к трапезе.
– В монастыре выпекают просфоры. Осталось оборудование от пекарни. Возможно, когда-нибудь здесь вновь будут печь и хлеб, – рассказывает отец Амфилохий.
Несмотря на то, что Марков монастырь мужской, здесь проживают и монахини. Помимо иноков и послушников, в обители находят приют и так называемые трудники. Чаще всего это бывшие заключенные и люди, лишенные по разным причинам крыши над головой. Они выполняют разную работу и иногда, помимо обеда и крова, получают за нее зарплату. К зиме таких людей в монастыре прибавляется.
К святыням Свято-Троицкого Маркова монастыря относится и мощевик. Верующие могут приложиться к частицам мощей святых апостолов Марка, Андрея, Фомы, двух жен-мироносиц Сусанны и Марии Магдалины, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, целителя Пантелеймона и других. В обители также находится крест с частичкой древа, на котором был распят Иисус Христос. Отец Амфилохий обращает внимание на освященную копию Годеновского Креста. По преданию, эта святыня 600 лет назад была найдена на глухом болоте недалеко от Ростова Великого. В настоящее время крест находится на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ярославской области. Во время посещения обители настоятель Маркова монастыря заказал копию для Казанской церкви.
На территории монастыря находится могила святого Владимира Витебского, которого почитают как великого чудотворца. На ней всегда горит лампадка.
– Святой праведник, как и Марков монастырь, претерпел много испытаний. Но ничто не сломило его веру. Некоторые спрашивают, есть ли будущее у монастыря. Не буду скрывать: в нынешние времена святость неугодна людям, вера оскудевает. Но я убежден, во имя Божия все устроится. У обители огромное поле деятельности. Монастырь крепок верой и духовностью, – отмечает отец Амфилохий, который тоже прошел большой духовный путь, прежде чем осознать, что не может жить без монастыря и готов о нем рассказывать всем, кто приходит сюда за глотком чистого воздуха.
Фото Татьяны ПАСТЕРНАК