Автор: . Дата создания:

Этот небольшой, щедрый на красоты и гостеприимство регион Витебщины известен как истинно верующим людям, так и тем, кто хочет насладиться красотой архитектуры храмов, их убранством и атмосферой, окунуться в историю.

Укрепить веру или обрести ее

Путешествие к реликвиям, имеющим сакральное значение, начинается с самого сердца Толочина – Свято-Покровского женского монастыря. Это одно из немногих храмовых сооружений, дошедших до наших дней, которые возводились на месте самых первых в Беларуси православных храмов. Он был постоянно действующим, по свидетельству местных жителей, богослужения в церкви продолжались даже в годы Великой Отечественной войны.

Первые упоминания о храме Свято-Покровского монастыря – в 3-м томе издания «Живописная Россия» 1882 г. Там сказано, что постройка храма в Толочине была осуществлена в 1604 г. на средства канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги.

Он относится к памятникам архитектуры виленского барокко и стоит в одном ряду с такими святынями, как Софийский собор в Полоцке, костел кармелитов в Глубоком. Уникальность этого памятника в том, что в русле позднего виленского барокко была создана практически единственная в Беларуси церковь с двухбашенным фасадом. В 1779 году рядом с храмом был построен монастырский жилой корпус. В монастырской школе по распоряжению императора Николая I начали учиться молодые люди, которым предстояло стать первыми в Беларуси, подготовленными после двухвекового перерыва, православными священниками.

В ночь с 22 на 23 ноября 1812 г. в здании монастырского корпуса останавливался на ночлег Наполеон Бонапарт. Именно здесь, по воспоминаниям его адъютанта генерала французской армии Армана де Коленкура, Наполеон принял решение уничтожить архивы и эмблемы всех корпусов французской армии. Французы после этого сожгли Толочин, но монастырь сохранили.

Сохранившиеся исторические сооружения монастыря – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, жилой корпус, здание воскресной школы – принадлежат к числу памятников истории и архитектуры Беларуси, а также включены в «Збор помнiкаў гiсторыi i культуры» по Витебской области. Храм имеет редчайший в Беларуси каменный иконостас. Одна из главных его святынь – список Белыничской иконы Божией Матери. Как рассказала одна из сестер монастыря, благодаря ее чудодейственной силе исцелялись как взрослые, так и дети.

Сегодня на территории старинного женского православного монастыря стараниями настоятельницы обители игуменьи Анфисы, монахинь, меценатов и прихожан возведен целый многофункциональный комплекс. Есть здесь уютная библиотека с большим количеством церковной литературы, внутренняя домовая церковь «Всех Святых», большая и малая трапезная, кухня. Сам же храм и жилой корпус монастыря реставрировали в том числе за счет средств республиканского и областного бюджетов.

Бывшее здание Департамента охраны теперь воскресная школа. Рядом расположилась собственная пекарня, где по пятницам и субботам можно отведать свежего монастырского хлебушка. Он выпекается по особым рецептам.

Фонтан, ротонда, детская игровая площадка, трапезная для туристов и купальня под крышей, в которой смонтированы два бассейна с родниковой водой… Приезжающим целыми автобусами паломникам из разных уголков Беларуси есть где отдохнуть и на что посмотреть.

Особого внимания заслуживают монастырские часовни. Например, Архистратига Михаила, куда поступает вода из подземного источника. А в декабре прошлого года возвели часовню в честь священномученика Харлампия, частицы мощей которого были доставлены в храм Свято-Покровского монастыря из Греции. Теперь в этой часовне молятся, чтобы отвести болезни, эпидемии и голод.

Свято-Покровский женский монастырь в Толочине – то место, куда приезжают укрепить веру либо обрести ее. Для паломников это еще и главная отправная точка маршрута, который пролегает от монастыря через храм святого равноапостольного великого князя Владимира на железнодорожной станции Толочин и Друцкого городища.

У истоков белорусской государственности

Агрогородок Друцк, что в 12 км от райцентра, знаменит уникальной для нашей страны достопримечательностью – единственным памятником археологии I категории, где в виде насыпных валов сохранились все части города раннего Средневековья: детинец, окольный город, посад и курганные могильники. Здесь в 1001 году была построена одна из первых на белорусской земле христианских церквей. Именно этим годом датировано первое упоминание Друцка.

Друцкое княжество являлось средоточием высокой духовности и культуры, которые легли в основу менталитета белорусского народа, – рассказала директор Толочинского историко-краеведческого музея Ирина Пикулик. – Возник город в верховьях полноводной реки Друть, на одном из важных ответвлений пути "из варяг в греки".

Друцк видел под своими стенами не только полоцких и минских князей, но и Владимира Мономаха с сыном Мстиславом Великим и даже героя «Слова о полку Игореве» Игоря Святославовича. Именно здесь написано Друцкое Евангелие – памятник восточнославянской письменности XIV столетия. В Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Беларуси им. Якуба Коласа находится фотокопия Евангелия. Цветное сканированное изображение первого листа с оборотом и дарственная грамота хранятся у нас в музее. На основе летописей, архивных источников и материалов раскопок можно сделать вывод, что один из древнейших городов Беларуси Друцк и его жители стояли у истоков белорусской государственности. Друцкое вече в XI — XII вв. играло важную роль в политической жизни не только Друцка, но и оказывало влияние на ход событий в Полоцке. Культура дручан была достаточно высокой, о чем свидетельствует Друцкое Евангелие и многие находки археологических экспедиций.

Примечательно, что во время археологических раскопок в 2010 году нашли могилу времен Владимира Мономаха. В ней саркофаг с останками княжича – предположительно, внука Всеслава Чародея. Этот саркофаг хранится в Витебском областном краеведческом музее.

Друцкое городище – это своего рода археологический музей под открытым небом. Самая высокая часть, обнесенная валом, – княжеский детинец (городище). Здесь был «княждвор», а рядом жили обслуживающие его ремесленники. К детинцу примыкал «окольный город» – укрепленная часть, где жили бояре, далее шел неукрепленный посад. Все это было огорожено стеной из бревен, а на подходе к городищу выкопан ров глубиной 10 метров, наполненный водой.

– Причины уменьшения политической значимости и экономической мощи Друцка до конца не выяснены, – поведала Ирина Пикулик. – С появлением развитой сети сухопутных дорог надобность в пути "из варяг в греки" отпала. Город начал приходить в упадок. И, вероятнее всего, он погиб от пожаров во время осады татарами и соседями с востока и запада в конце XV — начале XVI вв. Осталось лишь небольшое селение Друцк, расположившееся у некогда неприступной горы-крепости.

В 2001-м году, к празднованию тысячелетия Друцка, в агрогородке возвели церковь Пресвятой Богородицы.

А еще в Друцк едут за целебной водой. Священный родник у городища – символ неразрывной связи веков и преемственности поколений. Почитаемый верующими источник возродили и благоустроили.

Фото Ольги ХАЕЦКОЙ и из открытых источников.