От крупнейшего в Беларуси шлюза до дачи знаменитого живописца гости из стран СНГ добирались по Западной Двине, став пионерами будущего экскурсионного маршрута. Теплоход «Витебск» встречали на берегу как первую ласточку.
Впервые со времени проживания Ильи Репина в Здравнёво в усадьбу художника гости прибыли водным путем. В минувшую среду здесь причалил теплоход «Витебск» с необычными туристами на борту. Первыми проложить водный маршрут к этому историческому месту выпало делегатам VIII сессии отраслевых Советов Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, которая накануне открылась в Минске. Одним из запланированных мероприятий сессии стало посещение Витебщины.
– Мы приехали сюда для изучения внутренних транспортных водных путей Республики Беларусь, – сообщил заместитель начальника управления морского и речного транспорта – начальник отдела речного транспорта Минтранса Беларуси Александр Захаренко. – В речной инфраструктуре северного региона появились новые объекты, которые, безусловно, заинтересовали наших зарубежных коллег. И прежде всего это самый крупный в Беларуси судопропускной шлюз, открытый 1 ноября прошлого года вблизи деревни Лужесно на Витебской ГЭС. Его работа – в центре внимания прибывшей в Витебск делегации водных транспортников СНГ. В ее составе специалисты в области морского и внутреннего водного транспорта из России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга) и Казахстана. Помимо посещения шлюза и новой гидроэлектростанции принимающая сторона запланировала для нас экскурсию в музей-усадьбу Репина и теплоходную прогулку к нему по Западной Двине. Этот сюрприз оказался очень приятным и вызвал самые теплые эмоции и большую благодарность наших зарубежных гостей.
По словам начальника шлюза Дмитрия Демешкевича, это гидротехническое сооружение способно пропускать речные суда круглосуточно в обоих направлениях. Габариты шлюзовой камеры (ширина – 13,5 метра, длина – 94 и глубина 2,5 метра), а также разводной мост над ним рассчитаны на курсирующие по Западной Двине баржи, теплоходы и катера.
Штат в составе 15 человек обслуживает шлюз посменно, работая в круглосуточном режиме. Сам процесс шлюзования судна занимает не более 40 минут, а полноводная благодаря плотине ГЭС река не доставит проблем путешественникам.
Начальник филиала «Витебскводтранс» РУЭСП Днепро-Бугский водный путь» Анатолий Леонов убежден: благодаря открытию такого шлюза река удваивает свои судоходные возможности и становится еще привлекательнее для отечественных и зарубежных туристов.
Не следует упускать возможности открыть новые маршруты, включая водные прогулки из Витебска в Здравнёво, с привлечением турфирм и предпринимателей, способных сделать путешествия информационно насыщенными, с богатой развлекательной программой.
Речники со своей стороны готовы обеспечить безопасность прохождения пассажирских теплоходов, находящихся на балансе «Гордормоста». Анатолий Васильевич неоднократно обсуждал этот вопрос с представителями различных уровней местной власти, одобряющей открывающиеся перспективы развития туризма и отдыха в регионе.
Минтранс тоже заинтересован в активизации использования шлюза пассажирскими судами, что, несомненно, привлечет дополнительные потоки туристов в страну. Кстати, эти вопросы как раз и обсуждались на теплоходе «Витебск» по пути к Здравнёво.
Светлана МИТИНА, Фото Антона Степанищева.