Автор: . Дата создания:

Придорожный сервис – своего рода лакмусовая бумажка, по которой можно видеть, как складываются отношения между близлежащими государствами, например, как влияют на Беларусь санкции России в адрес европейской сельхозпродукции. О том, что изменилось в сфере придорожного бизнеса в нашей стране за последние один-два года, мы поинтересовались на примере владельцев кафе «Хуторок», которое располагается в Толочинском районе, у трассы М-1/Е-30 (Брест – Минск – РФ).

Хотя объект достаточно популярный, однако, рассказывает его владелец Владимир Камлюк, с нового года дальнобойщиков стало чуть ли не на половину меньше.



– В основном наши клиенты – россияне, белорусы, поляки, литовцы, чехи, словаки, проезжающие транзитом на фурах. Стало меньше водителей из Польши, Словакии, Чехии. Если, например, чех или словак к нам обычно заезжал 2-3 раза в месяц, то сейчас, хорошо, если один раз появится. Кроме того, после введения платной дороги некоторые фуры после разгрузки возвращаются через Лепель, – высказывает свои наблюдения Владимир. – В летний сезон спасает то, что одни семьями на машинах устремляются на отдых или в путешествие в западные страны, а другие, наоборот, едут к родственникам в Беларусь.

Сказываются потери клиентов по организованному туризму. Раньше была договоренность с несколькими минскими турфирмами, которые обеспечивали трансфер до Москвы. По пути их туристы могли не просто сделать санитарную остановку, но и пообедать. Для обслуживания таких групп хозяева «Хуторка» даже второй зал построили на 40 мест. Однако с введением в Москве топливного сбора автобусы уже начали поворачивать на Киев. Теперь второй зал используется для банкетов или для индивидуальных посетителей.

Сегодня Владимир Камлюк видит единственную перспективу для отечественного придорожного сервиса – создание многофункционального комплекса с широким спектром услуг. В настоящее время на «Хуторке» можно оставить свое авто на охраняемой стоянке, плотно пообедать и принять душ. Кроме того, предприниматель проанализировал тот факт, что если раньше Wi-Fi спрашивал один посетитель из 200, то теперь каждый 10-й. Это подтолкнуло к действиям, уже разработан и утвержден проект по прокладыванию кабеля, осенью вся территория будет обеспечена беспроводным Интернетом. Отрадно, что в реализации данного проекта поддержала предпринимателя местная власть.

На время пришлось приостановить возведение двухэтажной гостиницы на 40 мест, которое начали два года назад. Сюда уже вложили около 1,5 млрд собственных средств, еще 2 млрд по нынешним ценам требуется для завершения строительства. Кредитную линию под эти цели супруги открывать не планируют. Во-первых, доходов таких сейчас нет, чтобы потом выплачивать немалые проценты, во-вторых, дальновидные хозяева понимают: для погашения долга перед банком придется повышать цены на свои услуги, что сделает бизнес менее конкурентоспособным.

Достроить гостиницу планируют к 2018 году, когда в России ожидается чемпионат мира по футболу и по международным дорогам, в том числе и через наш край, двинется поток многочисленных болельщиков из разных стран. Рядом хотят еще возвести летний домик – также для заезжих гостей.

– Придорожный сервис сегодня надо переформатировать, предусмотреть его многофункциональность. Повсюду строятся логистические центры, со временем перевозки на дальние маршруты практически изживут себя. Поэтому ставку необходимо делать не на транзит, а на въездной туризм. И уже сегодня надо быть готовым к тому, чтобы предоставить для туристов достаточный спектр услуг, – считает Владимир.

Помимо требований времени еще один важный фактор для развития любого бизнеса, по мнению собеседника, – конкуренция. Так, не вызвало у него волнения и недовольства, когда совсем недавно поблизости от «Хуторка» выросли «Ёлки-палки» – небольшое придорожное кафе-шашлычная.

– Места хватит всем, каждый найдет себе клиентскую базу, – убежден бизнесмен. – Мы сами когда-то начинали с кафе, строили за свои деньги. Сейчас работаем в связке с минской фирмой, которая вот уже 10 лет является нашим соучредителем. В 2004-м пережили два пожара, заново отстраивали. Постепенно развивались, оборудовали стоянку, душевые. Трудности есть, но все меняется к лучшему.

Чтобы быть успешным, бизнес должен быть гибким, а предприниматель – постоянно держать нос по ветру и развивать свое дело в направлениях, на которые появляется спрос. Это все присуще и толочинскому предпринимателю, поэтому в «Хуторок» всегда заезжают путники.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.